«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

Остров в книжном море

Библиотечное  призванье….Это когда частью твоей жизни становятся люди и книги. Старшекласснику подобрать литературу к занятиям, с первоклашками обсудить только что прочитанную сказку, кого-то убедить взять именно эту книгу, просто поговорить с читателем, просто выслушать человека… И помнить всех своих читателей. И многих любить.
Школьная библиотека - особое, уникальное место в современной системе образования.

Она не только учит ребенка читать,а воспитывает и формирует у него тягу к книге, «она, подобно Пигмалиону, лепит из него читателя». Ведь какая потеря для каждого человека, если в юности он не прочитает стихов Пушкина и Есенина, не узнает блоковских строчек, не почувствует красоты прозы Бунина и Куприна. Какими они вырастут: духовно-богатыми, зрелыми людьми или пустыми и жестокими - в ответе и школьная библиотека!  Ведь сюда приходит шести-семилетний ребенок, первоклассник, а уходит молодой человек, вступающий во взрослую жизнь. Именно школьная библиотека становится первой в жизни ребенка, как первый учитель, первая прочитанная книга, первый настоящий друг.   
     Школьный библиотекарь -  это не просто хранитель книг, а человек, доброжелательно настроенный и к детям, и к взрослым, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Быть педагогом и психологом, чувствовать читателя, плюс создание в библиотеке комфортной обстановки – все это обязательно дает результат: ребенок захочет вновь и вновь приходить в библиотеку!
   Секрет притягательной силы школьной библиотеки в том, что здесь создается атмосфера сердечного доверия и разнообразного творчества. Это – остров тишины и спокойствия в бурном море учебной жизни. Это зона психологического комфорта, где нет напряженности, журнала, оценок, а есть ощущение защищенности, чувство благополучного дома, которого так не хватает сейчас многим детям в их настоящих домах и семьях. 10-15 минут перемены, проведенные в библиотеке, - это и отдых для психики, и возможность посмотреть очередную выставку, и способ отвлечься от уроков, рассматривая новый журнал. А мы, библиотекари, в это время сможем познакомить ребят с новинками литературы, заинтересовать статьей в журнале, обсудить рассказ.
     Библиотекарь, работающий с детьми, не должен забывать, что работает не для книг, а для  учеников, своих читателей. Каждую переменку мы слышим читательские запросы, и нужно не ошибиться в подборе необходимой книги, для того, чтобы дети охотно шли в библиотеку. Для библиотекаря общение - ежедневная форма жизни, для воспитания моих читателей важно признать в ребенке равного себе душой. Именно поэтому, наверное, наша  библиотека никогда не пустует, поэтому и пишут дети стихи и сочинения о своей школьной библиотеке:
                      
У книжек тоже есть свой дом, 
в котором, словно птицы,
На полках спят они рядком, закрыв свои страницы
Все знания в себе храня, всю мудрость человека, -
И этот книжкин дом, друзья, зовут библиотекой!
И каждый день, проснувшись, ждут нас с нетерпеньем книжки.
Почаще вы бывайте тут, девчонки и мальчишки!
Возьмете книгу вы когда, не торопясь, прочтете,
Вы друга нового тогда себе приобретете!
Без книг прожить никак нельзя любому человеку,
Я приглашаю вас, друзья, зайти в библиотеку!
Это стихотворение написала  Смирнова Ксения, ныне выпускница нашей школы.
        Может быть, слова Райниса «Трудовые будни – праздники для нас» покажутся кому – то пафосными, а для меня действительно моя работа – это праздник, удовольствие. Я ощущаю себя нужной детям и учителям, своим читателям. За время работы в библиотечной системе-34 года - я поняла, что профессия выбрана правильно. И даже не потому, что библиотекарь должен любить не только книги, но и людей, но и испытывать радость и удовлетворение от своего труда. Радостно видеть человека, влюбленного в книгу. Я часто замечаю, как жадно горят глаза у малышей, когда они видят новую книжку, как хочется немедленно ее прочитать. Помню однажды в осенние каникулы  в дождь вбежали две пятиклашки, мокрые, а плащи в руках. Оказалось, начался ливень, Они сняли плащи, завернули книги. Мокрые, а смеются: «Не сахарные, а книжки сухие». И еще: у человека становятся добрыми глаза, когда он приходит за книгой.
Ради своих читателей, приходится десятки раз пройти между книжных полок, отыскивая нужную книгу, предложить, угадать, почувствовать то, что им интересно, открыть неизведанное прошлое, заглянуть в будущее.
     Утверждают: человек может прочитать за жизнь примерно 4 тыс. книг. И вот мы, библиотекари, стараемся помочь своим юным читателям отыскать не случайные, а лучшие книги. Странно спрашивать: кто твой любимый писатель? Сегодня - это Михалков, завтра Пушкин, Булгаков. Меняется человек, меняются интересы. Но всегда найдется необходимое в безбрежной сокровищнице литературы. Читать надо все. Будущего мужчину книги научат быть мужчиной, женщину – женщиной. И именно нам, школьным библиотекарям,  надо помочь разобраться в этом нашим ученикам.
    Вот так  и живет сегодня наша школьная библиотека. Как много ролей исподволь слито в профессии – библиотекарь! Он методист и консультант, советчик и наставник, переплетчик и реставратор, артист и художник, дизайнер- садовод и хозяйка своего книжного царства. Я знаю, что мои коллеги –  библиотекари школ города  -  энтузиасты своего дела. Благодаря любви к книгам, к детям,  они выполняют свою задачу по воспитанию подрастающего поколения. Мы  любим свою профессию, свою работу, она самая нужная, потому что библиотекарь – первый вестник красоты и знания для ребенка!
     Хочу от души поздравить всех своих коллег с Международным днем школьных библиотек, пожелать им удачи, счастья и вдохновенья!
 Г.Виноградова, зав.библиотекой   МОУ СОШ №17

Комментариев нет:

Отправить комментарий