«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

Профессия в зеркале статистики

Одним из моментов, определяющих отношение членов социума к отдельной профессии, является, помимо прочего, и степень лояльности человека к делу, которым он занимается профессионально. С помощью анкетного опроса, проведённого среди сотрудников МУК «ЦСМБ г. Омска», мы пытались определить отношение библиотекарей к своей профессии.
В анкетировании приняли участие 330 человек – это 94% библиотечного персонала.
Анализ результатов проводился с учетом возрастных особенностей респондентов.
Самой многочисленной оказалась группа сотрудников в возрасте от 35 до 45 лет (34%); относительно равными - возрастные группы до 35 лет (25%) и от 46 до 55 лет (26%); самой малочисленной - свыше 55 лет (15%). Так что утверждение о том, в муниципальных библиотеках работают одни пенсионеры – миф.

На вопрос «Как вы стали библиотекарем?» большинство опрошенных из предложенных вариантов выбрали ответ «случайно» - 36,2% , он лидировал во всех группах. Значительная часть респондентов – 27,1% - пришли в профессию «по призванию», причём в старшей возрастной группе в этом убеждены - 35,3% респондентов, далее процент снижается, и в группе до 35 лет он равен 24,1% - видимо «большое видится на расстоянье». Другие варианты: 22% - «по совету родственников»; 5,2% - т.к. «в это учебное заведение было легче всего поступить» и 9,5% - указали свои версии: «стечение обстоятельств», «выросла в библиотеке», «после неудачного педагогического опыта», «по совету учителя».
Выбор профессионального пути для большинства участников опроса не был осознанным. Можно предположить, что причиной тому, среди прочего, является и отсутствие привлекательного образа профессии в обществе, а также информации об учебных заведениях, занимающихся подготовкой библиотекарей.
Большинство тех, кто выбрал эту профессию, изменили мнение о ней за время работы в библиотеке - 69,8%, причем молодёжь больше, чем люди старшего возраста. Получается, представители старшего поколения либо имели о библиотеке более точное представление, либо спектр профессиональных функций столь значительно расширился, что удивляет даже тех, кто идет работать в библиотеку. Знали, на что идут и подтвердили свои ожидания -23,3%; около 7% - не задумывались над этим.
Если придётся выбирать профессию заново, «точно также» поступит 37% библиотекарей – этот вариант преобладает во всех группах кроме одной; значительная часть опрошенных выберет другую профессию - 32%, и почти столько же - 31% - затрудняется ответить. При этом процент уверенных в правильности выбранного пути сильно разнится: от 22,8% в группе 35 - 45 лет до 67,6% в группе «работающих пенсионеров». Большинство 35-45-летних сотрудников библиотек, а этот возраст, замечу, считается как критическим, так и наиболее профессионально продуктивным, предпочли бы другой профессиональный выбор. Значительное количество библиотекарей - 31% - затруднились ответить. И если сомнения молодёжи понятны и обоснованы, мнительность человека, к 45 годам не определившегося с жизненными приоритетами, выглядит, по меньшей мере, странно.
Притом, что 32% библиотекарей разочаровались в выборе рода деятельности, сменить место работы, при наличии такой возможности, готовы лишь 20,7% анкетируемых; «определенно нет» ответили - 32,3% респондентов, «нет, но иногда думаю об этом» - 37,9%. Видимо, одним из сдерживающих факторов является то, что выполняемая работа большинству респондентов позволяет реализовать свои способности: полностью – 13,4%; в большей мере – 58,2%; частично – 24,7%; в малой степени – 3,4%. Успешнее раскрыть свои способности в других видах библиотечной деятельности (участие в общегородских мероприятиях, оказание сервисных услуг, аналитика, работа с фондом, «нет предела совершенству в профессиональной сфере» и др.), согласно опросу, могли бы 17,6% библиотечного персонала.
Мнения относительно того, меняется ли в наши дни социальный статус библиотеки и библиотекаря разделились. Тех, кто считает, что «не меняется», «повышается», «понижается», оказалось поровну и в сумме они составили 90%. Остальные 10% не думали над этим.
Среди аргументов в пользу повышения статуса профессии названы: внимание госструктур, послание Президента Федеральному собранию, финансирование масштабных программ, расширение круга партнёров, инновации и информатизация, а также то, что «библиотекарь является навигатором в мире информации, и пользователи это понимают».

Мысль в подарок: “80% успеха организации зависит от руководителей, и только 20% - от персонала”

из исследований американских ученых

Для тех, кто считает, что статус профессии в обществе понижается, основными доводами являются малобюджетность культурной сферы и низкий уровень оплаты труда. Возможность самореализации - отличный мотив и долго может служить сдерживающим фактором, но, будем реалистами, небольшая зарплата - значительный аргумент в пользу «искать, где лучше». Среди причин понижения статуса указывают также снижение уровня образования, узкий кругозор библиотекарей, наличие «случайных людей в профессии».
Характер определяет выбор профессии. Как показал опрос, большинство из нас в профессии оказались действительно случайно. Но задержались надолго. Рассматривая кадровый ресурс муниципальных библиотек в образовательном и возрастном аспекте, можно говорить о том, что МУК «ЦСМБ г. Омска» обладает изрядным потенциалом. А профессиональное сознание? Сознание неоднородно. Мы неуверены в себе и мнительны. На каждый из вопросов анкеты от 7 до 31% респондентов затруднились ответить. Мы недовольны своим статусом, при этом, сменить место работы желают всего - 20,7% библиотекарей, а зачастую, не находится желающих воспользоваться возможностью вертикальной ротации внутри организации. Соответствие между жизненными планами и их реализацией, наличие перспективы – вот что даёт нам возможность продуктивно существовать в профессии. Между тем, 40% библиотечных специалистов в возрасте от 35 до 45 лет разочарованы профессией, ещё 36% сомневаются в правильности профессионального выбора. Вероятно, не только в силу личных комплексов и психологического «кризиса зрелости».
Надеемся, что ситуацию коренным образом изменит кадровая политика власти в отношении молодых специалистов. Поддержка молодых дает стимул дальнейшему развитию профессии, указывает на непреложность её существования завтра - обществу нужны профессионалы, способные ориентироваться в потоках информации и находить нужное. Но в поддержке нуждается не только молодёжь. Нам есть о чём задуматься.
Наталья Лесных, ЦГБ

Мысль в подарок:

“Библиотека жизнеспособна, если поддерживается равновесие возрастных пропорций: 30-35% сотрудников в возрасте до 30 лет; 30-35% - в возрасте от 31 до 45 лет; 30-35% - старше 45 лет”

Э.Р. Сукиасян


Коммуникативная толерантность библиотекаря в общении с читателем


Самарская государственная академия культуры и искусств
Специалистам информационно-библиотечной сферы принадлежит ответственная роль информатизации общества. Сегодня библиотечная профессия, будучи значимой, не является престижной. Причины видятся в культурной и социальной политике государства. Это негативно отражается на отношении библиотекаря к своей профессии и определяет соответствующее поведение.
Профессии библиотекаря свойственна прежде всего любовь к людям, а это предполагает действия, демонстрирующие уважение личности и человеческого достоинства, что возможно только в том случае, если специалисту библиотечно-информационной сферы присущи черты личности творческой, инициативной.
Коммуникативная толерантность – одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она является собирательной, поскольку в ней отражаются факторы воспитания, опыт общения личности и различные ее проявления – культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, особенности мышления. Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность – положение на работе и исполнение профессиональных обязанностей [1, С. 187]. Это системообразующая характеристика личности, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества библиотечно-информационного специалиста, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности библиотекаря могут свидетельствовать о его психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.
Повседневное общение свидетельствует о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни библиотекари очень терпимы к читателям, другие умеют хорошо скрывать неприязнь к читателю, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные качества читателя. Точно так, в широком диапазоне дает о себе знать та или иная степень отсутствия коммуникативной толерантности: качества читателя могут вызвать у библиотекаря частичное, существенное или полное осуждение, раздражение либо неприятие.
В 2007–2008 гг. в Самарской областной универсальной научной библиотеке, Централизованной муниципальной системе детских библиотек г. Самара было проведено исследование, в ходе которого анкетным опросом было охвачено 250 респондентов (библиотекари абонемента и читального зала).
Цель исследования состояла в выявлении уровня коммуникативной толерантности и поведения библиотекаря.
Анализ анкет показал, что респонденты понимают, какую роль играет коммуникативная толерантность в библиотечной профессии. Понимая, что процесс общения в библиотеке характеризуется не только высоким уровнем профессиональных знаний, но и рядом необходимых черт, важность которых была отмечена респондентами, на вопрос «Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей?» 85% респондентов отрицают такую позицию, 10% считают это возможным, 5% затрудняются в определении своей позиции. На вопрос «Вы категоричны или консервативны в оценах людей?» 70% респондентов ответило положительно, респонденты назвали обязательными вежливость (100%), умение слушать (80%), терпимость (85%), такт (90%), уравновешенность (50%).
При общении с читателем 85% библиотекарей чувствуют себя раскрепощенно, зная, что умеют общаться. Результаты теста, проведенного среди библиотекарей, подтвердили, что 70% обладают высоким уровнем общительности, остальные испытывают неуверенность в общении (тест по М.И.Станкину).
Исследование выявило причины того, почему читатель иногда испытывает трудности в общении с библиотекарем. Это вызвано прежде всего раздражительностью библиотекаря (41%), его неумением вести беседу (28%).
Отрицательные качества библиотекаря особенно остро воспринимаются читателями, и это позволяет им создавать определенный негативный образ специалиста библиотечно-информационной сферы. Результаты исследования коммуникативной толерантности библиотечно-информационных специалистов в целом дают представление о неплохой ее сформированности у испытуемых.
Необходимо уделять особое внимание развитию у библиотекарей понимания невербальной экспрессии в поведении окружающих людей, также необходимы занятия по раскрепощению мыслей и чувств библиотечно-информационных специалистов и большому проявлению их в реальном взаимодействии с читателями, избавлению от боязни доверительного общения. Полезным будет научиться умению расслабляться, отдыхать от перегрузок в общении с читателями. При этом необходимо учитывать менталитет пола. Профессия библиотекаря – женская, для нее характерен особый душевный склад, характеризующийся самопожертвованием, эмоциональностью и тактичностью.
Нужно научиться преодолевать границы своего «Я», учитывать интересы других людей. Это в первую очередь, отношения между людьми с одинаковым чувством достоинства, а уж потом – отношения между библиотекарем, который в результате своей работы что-то предоставляет, и потребителем, который эту услугу принимает
Литература

  1. Петленко, В.П. Валеологический семинар: в 5 т. Т. 5 [Текст] / В.П. Петленко. - СПб.: Изд-во «Петроградский и К», 1997. – 360 с.

  2. Станкин, М.И. Если мы хотим сотрудничать [Текст] / М.И. Станкин. -М.: Академия, 1996. – 384 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий