«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

Что значит быть библиотекарем сегодня

Согласно терминологическому словарю "Библиотечное дело" (РГБ, 1997), библиотекарь - профессия, содержанием которой является библиотечная деятельность (второе значение — должность в библиотеке). Поскольку библиотечная деятельность (её информационные ресурсы и технологии) изменяется, то это не может не отразиться на библиотекаре.
Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре.


Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.
Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Реализация этих "факторов удовлетворенности" [6] формирует благоприятное отношение к работе.
Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами.
Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.
Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем; развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлениюWWW-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям.
С другой стороны, на изменение библиотечной профессия влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог, которых уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и других высших учебных заведениях; библиотекарь по обслуживанию социальнонезащищенных групп населения, для детских библиотек - библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии (последнее направление успешно развивают такие авторы, как О. Л. Кабачск, А. Е. Шапошников).
Целесообразно было бы готовить специалистов по библиотечному дизайну, поскольку этому вопросу в библиотеках сейчас уделяют большое внимание.
В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что вызвало к жизни такие специальности, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.
Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора. Без этих знаний и навыков невозможно и предоставление пользователям конъюнктурных исследований, аналитических обзоров и др. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладениями знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации  библиотечной деятельности и библиотечного работника.
Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари стали более открыты обществу. Большое внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует особой специальности, которую можно было бы назвать "менеджер библиотечных социокультурных программ", в ее рамках целесообразна специализация "менеджер выставочной деятельности", о которой неоднократно говорил О.П. Зыков (Выставочная работа публичных библиотек: Опыт практического пособия. Л., 1990. 53 с.; программа и методические материалы по курсу "Выставочная деятельность библиотек". СПб., 1999.31 с.).
Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой, этической культуры, знания этикета, слежения за своим имиджем. Не случайно в некоторых учебных заведениях, в том числе Московском государственном университете культуры и искусств, вводятся специальные курсы, дающие эти знания и навыки.
Таким образом, для библиотечной деятельности сегодня характерны технизация, технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, возросший культурный уровень специалиста.
Библиотечная деятельность усложняется, становится многогранной, оперирующей все большим числом объектов, связанной с широким кругом общественных явлений, зависимой от многочисленных факторов. Это определяет, с одной стороны, подготовку специалистов в области управления библиотекой (специализация "менеджер библиотечного дела" в МГУКИ уже существует), с другой - необходимость экологического подхода к библиотеке и формирования экологической культуры библиотекаря (возможна в будущем потребность в специалистах по безопасности библиотеки, библиотечных экологах).
Очевидно, удовлетворение потребности библиотек в новых специалистах будет осуществляться, как это было всегда, и путем их подготовки в вузах культуры, и путем привлечения выпускников других учебных заведений.
Но любой специалист современной библиотеки обязан владеть новыми информационными технологиями.
Обратим в этой связи внимание на то, что библиотечный работник все более имеет дело не с документом, который ему в ходе работы приходится физически перемещать, а с виртуальной информацией, которая по желанию работника или пользователя появляется на экранах его компьютера и затем исчезает, когда становится не нужна.
Работая в информационных сетях, библиотекарь в своих возможностях приравнивается ко всем пользователям этих сетей.
Библиотекарь - не избранный, имеющий допуск к "святая святых" - к книге ( как, например, библиотекарь в романе У. Эко "Имя розы""), а один из многих поставщиков и потребителей информации.
Информатизация  - один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные пролграммы библиотек требуют современных информатизационных технологий. Все более становиться ясно, что библиотекраь - информатизационный специалист., его профессия - одна изряда информационных профессий: архивист, музейный работник, издатель и др. Каждая из этих профессий предполагает выполнение информационной, образовательной и социокультурной роли, хотя и в разных пропорциях, и в зависимости от исторических, территориальных, социально-экономических и культурных факторов. Каждый из из представителей этих профессий несет перед обществом высокую ответственность за добросовестное выполнение этих ролей, поскольку этогого от него ожидает общество, обращающиеся к их услугам люди.



*) Дворкина М Я.  Библиотечное обслуживание : новая реальность.  Лекции.  - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2000.  -  48 с.
В работе рассмотрено изменение социальной роли и философии библиотечного обслуживания под влиянием современных социальных, экономических, культурных обстоятельств. Показано появление новых типов пользователей, новых видов и форм библиотечных услуг. Раскрыты изменения в технологии и организации библиотечного обслуживания, в общении пользователей и библиотекарей, во всей библиотечной среде. Дана характеристика новых требований к библиотечному специалисту. Издание предназначено для студентов, изучающих курс "Библиотечное обслуживание", преподавателей, будет полезно работникам библиотек, занятых обслуживанием читателей.

Современный библиотечно-информационный специалист: взгляд библиотекарей и студентов на профессиональные качества

 
 Скачать курсовую работу "Библиотечная профессия в современном мире"

Современный библиотекарь: новые технологии - новые возможности

Библиотека - это кладезь информации, причем информации достоверной и четко структурированной. Люди, которые трудятся в этом учреждении, выполняют почетную миссию - они несут людям радость общения с книгой.

С библиотекой и ее хранителями мы имеем дело с первых дней своего пребывания в школе. Терпеливые, внимательные, заботливые библиотекари прививают нам любовь к книгам. Неслучайно сами они становятся героями романов, ведь непосвященным их профессия кажется таинственной. Дело в том, что библиотекарь владеет и распоряжается информацией, которая является ключом к пониманию всех процессов, происходящих в современной жизни. Литераторы часто изображают библиотекарей фанатами своего дела, ревностно оберегающими тайны мира, которые заключены в книгах. Но сегодняшний специалист уже не похож на старичка-архивариуса, погрязшего в ворохе карточек и бумажной пыли.
Цифровые технологии, проникшие во все сферы человеческой деятельности, изменили работу библиотекаря и во многом преобразовали библиотечные структуры. Все реже возникает необходимость ворочать ящики с бланками: на смену огромным залам с каталогами приходят специально разработанные для библиотек компьютерные базы данных, в которые заносят всю информацию об имеющихся изданиях. Книге присваивают номер, который может быть отражен в штрихкоде, и каждый экземпляр учитывают в электронном каталоге. Конечно, каталогизация архивов (особенно в крупных библиотеках) - тяжелая и очень кропотливая работа, на которую нужны годы и годы (это с учетом того, что в хранилище постоянно приходят новые книги и периодика).
У библиотекаря множество обязанностей, которые он должен выполнять. Есть хранилища, в которых вся нагрузка ложится на плечи одного человека, а где-то функции распределены между коллегами по принципу: кому что больше по душе. Библиотечная деятельность протекает в двух направлениях: первое связано с книгами, второе подразумевает работу с читателями. Что касается книг, то библиотекарь должен каталогизировать, систематизировать издания, следить за тем, чтобы были соблюдены условия хранения бумажных носителей информации, подшивать газеты и журналы. Это в основном техническая работа, и, чем глубже цифровые технологии проникают во все сферы нашей жизни, тем больше библиотечный труд становится связан с компьютерной техникой. К тому же в последнее время библиотека пополняется информацией не только на бумажных носителях. Однако виниловые диски и аналоговые аудио- и видеозаписи тоже уходят в прошлое, а на первый план выдвигаются цифровые носители - компакт-диски и DVD. На последних проще и экономичнее размещать данные.
Такие формы записи незаменимы при хранении большого количества справочной информации, и не только потому, что на одном диске может поместиться несколько томов энциклопедии. Огромную роль играет также тот факт, что цифровой носитель имеет много преимуществ перед бумажным. Например, формат гиперссылки позволяет мгновенно перейти от термина в словарной статье к его расшифровке, а если и там попадаются какие-то незнакомые понятия, то опять-таки стоит сделать один шаг - и открыт необходимый текст. Это, разумеется, куда удобнее, чем в буквальном смысле перекапывать информацию, роясь в неподъемных томах энциклопедий. Кроме того, на диске можно хранить файлы разных форматов - не только тексты и картинки, но и мелодии и видеоклипы и т. п
А насколько проще просматривать архивы прессы в электронном виде! Не надо разбирать подшивки газет и журналов. Достаточно ввести дату - и готов полный список новостей на текущий день, да еще поданных разными изданиями. Или если вас интересует какое-то событие, то, используя поиск по ключевым словам, нетрудно найти все упоминания о свершившемся в периодике. Несложные операции позволяют осуществлять сортировку сведений, удовлетворяя запросы самых привередливых читателей. Но, для того чтобы все удобные новшества были доступны читателю, мало технически оснастить заведение - основную работу по каталогизации все равно будут производить библиотекари. Это кропотливый каждодневный труд, требующий особого внимания и терпения.
Активное внедрение цифровых технологий в библиотечное дело (вообще во все информационные сферы) вовсе не означает, что вскоре бумажные издания отомрут как пережиток прошлого. Книги сопровождали человека с начала истории цивилизации, и, хотя внешний вид их претерпевал изменения на каждом историческом этапе, как способ хранения и распространения информации они вряд ли скоро потеряют актуальность.
Даже Интернет, несмотря на свою практически повсеместную доступность, не составит конкуренции библиотечной системе, ведь, несмотря на разнообразие имеющейся в Сети информации, за ее объективность вряд ли кто поручится. И если речь идет о каких-то житейских вопросах, то, подвергнув полученные данные определенному критическому анализу, можно использовать их в своих целях, а что касается научных исследований, здесь все должно быть подтверждено специалистами. Книги, изданные типографским способом, имеют указания на первоисточник, над ними работают редакторы, корректоры и другие профессионалы. Соответственно такие кладези информации достовернее, чем любые другие
Для большинства людей, даже для тех, кто не расстается с компьютером и не представляет себе жизни без ноутбука или наладонника, чтение - это процесс, в котором имеет значение все - вплоть до запаха свежеизданного тома и шелеста переворачиваемых листов. А сколько романтических тайн хранят старинные фолианты?! Кажется, сама история говорит с их страниц. Любовь к книгам, умение понимать их ценность - вот что необходимо иметь каждому библиотекарю. Люди, работающие с печатными изданиями, должны сохранять их, чтобы как можно больше читателей смогли использовать заключенную в них информацию. Для настоящих ценителей слова общение с книгой сродни священному ритуалу.
Но есть у библиотекаря и более прозаичные обязанности, такие как расстановка фонда в соответствии с библиотечными кодами, чтобы каждый, кто знает правила расположения книжных единиц, сумел легко найти нужное издание. Также необходимо производить регистрацию и подшивку периодики, осуществлять контроль за уборкой помещений и соблюдением условий хранения и обработки литературы.
Работа с людьми - еще один аспект библиотечной деятельности, и, чтобы качественно ее осуществлять, библиотекарь должен быть в первую очередь сам очень начитанным человеком, уметь беспристрастно судить о литературе и обладать способностью подобрать книгу в соответствии со вкусами и интересами посетителя. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности. Индивидуальная работа с людьми заключается в умении помочь человеку выбрать книгу, следить за тем, чтобы были соблюдены интересы каждого посетителя. Библиотека - место, где должна царить атмосфера спокойствия и доброжелательности.
Существует также массовая работа с читателями - организация выставок, тематических мероприятий, обсуждений и встреч с деятелями литературы. Такие события должны быть тщательно спланированы, и информацию о них необходимо сделать доступной для всех заинтересованных лиц.
Основные качества, которыми должен обладать библиотекарь, - это в первую очередь коммуникабельность, умение контактировать с людьми (причем речь идет не только о посетителях библиотеки, но и о ее сотрудниках). Кроме того, работнику книгохранилища нужно быть хорошим психологом. Для работы в библиотеке необходимо действовать слаженно, единой командой, коллегиально решать возникающие проблемы. Здесь очень важна преемственность, ведь дело, начатое одним, должны поддержать и продолжить остальные. Хороший библиотекарь - настоящий энтузиаст своего дела, но не только потому, что работа, о которой мы говорим, оплачивается более чем скромно. Тут не обойтись без умения переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Способность создать и развить инновационные подходы - тоже очень значимое для библиотекаря качество. Новые технологии завоевывают библиотечное пространство, поэтому сотрудникам приходится постоянно переучиваться, повышать уровень квалификации, осваивать незнакомые до сих пор подходы и приемы.
Гибкость и открытость мышления помогают понять посетителей, а аналитические способности - осмыслить их потребности и предложить стратегии дальнейшего развития. Библиотекарь должен уметь оценить и реализовать предложенный план действий. Однако выполнять задания надо не механически - следует творчески переосмысливать их на каждом этапе, вносить свои предложения и коррективы. И, разумеется, нужно осознавать необходимость саморазвития, постоянно стремиться к приобретению новых знаний, к концентрации накопленного опыта.
Получить образование, необходимое для работы в библиотеке, можно во многих учебных заведениях на архивных и некоторых других гуманитарных факультетах, например в Институте книжной культуры и управления, который является структурным подразделением Государственного университета гуманитарных наук, или в Российском государственном гуманитарном университете (бывший Историко-архивный институт). Помимо диплома для трудоустройства, как правило, требуются базовое знание иностранного языка и наличие твердых навыков работы с компьютером.
Особенности работы библиотеки обусловлены спецификой ее аудитории. Так, сотрудники детской, а особенно школьной библиотеки должны не только выдавать читателям книги. Их обязанности гораздо шире. Главная цель этих учреждений - прививать детям любовь к книгам, учить их пользоваться справочниками и словарями, бумажным и электронным каталогом, объяснять, как из моря информации вычленять главное, показывать, как реставрировать книгу в случае повреждения, и т. д.
Работники детской библиотеки помимо прочего должны разбираться в возрастной психологии, быть в центре интересов современных детей. Школьники больше доверяют тому, кто с пониманием относится к их увлечениям. Взрослые часто отметают все, что выходит за рамки традиционной классической детской литературы. Но такой подход недопустим, ведь то, что написано в наши дни, через какое-то время, может статься, тоже назовут гениальным. Поэтому прививать любовь к книгам надо, постепенно формируя интересы детей в соответствии с образовательными стандартами и классическими культурными нормами. А значит, необходимо следить за новинками детской литературы, знать то, что интересно детям. Для работы с молодежью, разумеется, нужны педагогические способности, умение заинтересовать, привлечь внимание ребят, сделать общение с ними взаимно приятным. Библиотекарь должен осознавать, что для популяризации чтения важно постоянно расширять и завоевывать аудиторию. Главное - пробуждать в детях интерес к чтению.
В работе библиотекаря - много специфического, и далеко не каждый согласится посвятить ей свою жизнь. Но для тех, кто выбрал эту стезю, нет ничего важнее, чем хранить знания, а значит, беречь нашу цивилизацию.
22.01.2007
Ольга КЛИМЕНТОВА
Источник: ИД "Деловой мир" 2008 г. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.zarplata.ru/a-id-14678.html 

Комментариев нет:

Отправить комментарий