«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

Моя профессия - школьный библиотекарь

Священный храм живых печатных слов.
В ее жрецах ходил и юный Бунин,
И целых тридцать лет – мудрец Крылов…
                                                                                            В. Черкесов

Выбор профессии – всегда очень ответственное дело. Выбирая  свой профессиональный путь, мы, сами того не осознавая, решаем вопрос о том, как мы проживем половину оставшейся жизни: несчастливо и печально, собираясь каждодневно на работу с тяжелым чувством отвращения, или легко и радостно, просыпаясь по утрам в предвкушении возможности окунуться в любимое дело.

Почему из сотен профессий я выбрала профессию библиотекаря? Что стало основной причиной, определившей мой выбор? Любовь к чтению? Нет, не только, и не столько это. Главной причиной, по-моему, стало то, что человек, дающий книгу, несет людям свет познания, помогает через книгу преодолеть свои сомнения, разочарования, испытать истинные минуты счастья.
Мое серьезное увлечение чтением началось с детства. В полумраке библиотеки, в лабиринтах стеллажей я всегда чувствовала себя уютно и … немного странно. Время останавливалось, когда я открывала очередную книгу и с головой погружалась в ее мир. Доходило до того, что библиотекарь просто забывала обо мне! Я словно уходила в другую страну, в другое время … Книга  для меня – таинственная дверь, которую всегда хочется открыть.  Как жаль, что многие люди не познали чуда открытия книги и навсегда лишили себя верного спутника жизни!..
Мне в этом смысле повезло. Выбор библиотечного факультета обернулся большой жизненной удачей, превратившей мою жизнь в нескончаемый праздник и фейерверк открытий и знакомств. Годы работы позволили сделать очень важный вывод: библиотекарь должен обладать не только высокими профессиональными знаниями, но и быть одновременно эрудированным человеком, способным ответить на любые вопросы читателей. Этого можно добиться только в результате постоянной работы над собой, творческим отношением к работе, систематической учебы, самоотверженности, постоянного поиска новых, интересных форм работы. Я всегда помню слова большого Друга библиотек, Читателя (я не случайно пишу эти слова с заглавных букв), академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Вы главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей  нужны, прежде всего, вы - библиотекари". Только такой библиотекарь может заслужить у своих читателей уважение и доверие.
Я могу утверждать, что именно профессия библиотекаря воспитывает у человека такие качества характера, как доброжелательность, внимание и тактичность. Профессия библиотекаря - одна из благородных и нужных людям. Может быть, кому-то покажется, что я идеализирую свою профессию. Но это мое личное мнение подтверждено и проверено годами работы в библиотеке. У меня замечательная профессия, которая позволяет не только общаться с детьми, но и открывать для них удивительный мир знаний.
"Какая у вас спокойная работа, - говорят мне знакомые, - тишь и благодать!" Какая там тишь! - жужжит, шелестит страницами читальный зал, а уж к абонементу на перемене вообще не подойти. Недавно у нас произошел забавный случай. Ученица 1-го класса, протягивая мне  клочок бумаги, сказала, что ей нужна такая книга. Смотрю на бумажку. На ней записаны через точку три буквы: "М.О.Д". Долго я билась над этой шифровкой, но, что ни называла, девочка все отвергала. Пришлось звонить учительнице домой. Оказалось, нашей читательнице нужны были стихи Михалкова о детях.

Приходит юный читатель с заданием и смотрит на меня, как на волшебника, который может ответить на все вопросы коварного учителя. Сегодня детям учиться очень сложно. Многие учебники построены так, что дети сами должны находить материал по заданной теме. И библиотекарь приходит на помощь, открывая книгу за книгой, энциклопедию за энциклопедией, журнал за журналом в поисках ответа на тысячи "почему". Если так сложно детям, то что говорить о взрослых?! Насколько возрастают требования к профессиональной компетентности библиотекаря, и прежде всего школьного! Сегодня, чтобы помочь учителю, родителю, администратору, библиотекарь должен быть на шаг впереди…
Наверное, ещё и потому  я уверена, что профессия библиотекаря – одна из самых нужных   в мире, что она помогает ориентироваться в необъятном океане информации. Ещё лет пять назад в основе работы нашей библиотеки лежали технологии, базирующиеся на операциях с бумажными носителями: книгами, брошюрами, научной периодикой. В современных условиях новейшие средства информационных компьютерных технологий способны поднять качество работы библиотеки на принципиально более высокий уровень.
Внедрение новых информационных технологий в библиотечную работу – веление времени. Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями в быстро меняющемся мире. Поэтому  я окончила курсы «Оператор ЭВМ», прошла курсы повышения квалификации “Использование информационно-коммуникационных технологий в школьной библиотеке” и обучилась по программе «INTEL: Обучение для будущего», теперь являюсь тьютором данной программы. Несомненно, применение современных компьютерных технологий значительно оптимизирует работу школьной библиотеки по информационному обслуживанию читателей, делает ее более оперативной, освобождая тем самым время для осуществления других видов библиотечной деятельности. Но вместе с тем нельзя не признать, что «интервенция» новых носителей информации не  всегда во благо, она не должна  вытеснить из повседневной жизни школьных библиотек  традиционные инструменты культуры: карточные каталоги и картотеки, обычные печатные средства информации. Я глубоко убеждена, что современная школьная библиотека в своей деятельности по информационному обслуживанию читателей должна умело сочетать применение новых информационных технологий с сохранением и использованием традиционных источников информации, ведь техника порой несовершенна, да и национальные библиотечные культурные традиции должны быть сохранены…
Я люблю своих читателей. Они все разные: одни открытые, разговорчивые, другие - молчаливые, застенчивые, но всех их надо обслужить, дать книгу по душе, догадаться вместе с читателем, что ему нужно. Стараюсь             приложить максимум усилий, чтобы читателям у нас было уютно, комфортно, тепло. Используя все возможности, я стремлюсь привлечь внимание детей к книге, пробудить желание взять ее в руки, полистать, почитать.
Я понимаю свою нужность. Как не уйти от себя, так истинному библиотекарю невозможно отказаться от своей работы.
Я люблю свою работу, я счастлива в своей профессии, потому что школьный библиотекарь всегда в стране детства, в стране поисков и ответов на бесконечные «почему?».

Ханина Е.И.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий