«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

Психолого-педагогические качества профессии библиотекаря

Библиотекарь отдела обслуживания:психолого-педагогические качества профессии
(результаты первого этапа исследования)

Изменения социально-экономической жизни России в последнее десятилетие её развития, перемена экономических условий существования населения, процесс информатизации общества потребовали от библиотекарей поиска своего места в этом процессе, перестройки и оптимизации библиотечного обслуживания в целях повышения его эффективности и, в связи с этим, постоянного изучения всех сторон работы библиотек, пристального исследования библиотечных проблем.

В соответствии с планом научно-исследовательской работы Библиотеки и в рамках регионального исследования «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы. Библиотекари как социально-профессиональная группа» Отделом изучается тема «Библиотекарь отдела обслуживания: психолого-педагогические качества профессии». Коллективом исследователей была составлена программа изучения проблемы (см. Приложение № 1), разработан инструментарий исследования (анкета, тест и два опросных листа).
Исследование включает в себя: проведение диагностики социально-психологического климата коллектива, тестирование «Как Вы справляетесь с делами», изучение психолого-педагогических качеств персонала и определение уровня самооценки специалистов для составления профессиограммы библиотекаря отдела обслуживания.
Диагностика социально-психологического климата в коллективе была осуществлена на базе Библиотеки. Под социально-психологическим климатом в данном случае понимается характер взаимоотношений и взаимодействия между сотрудниками. Целью настоящей диагностики явилось определение социально-психологического климата в отделах, занятых непосредственно обслуживанием читателей. Целевой группой являлись сотрудники отделов обслуживания: отдела городского абонемента, отдела обслуживания (читальный зал), отдела литературы и искусства, отдела сводного статистического учета, регистрации пользователей и контроля.
Методом исследования было выбрано анкетирование, в котором приняло участие 30 человек. Специалистам был предложен опросный лист, фиксирующий важные моменты, характеризующие социально-психологический климат. Респонденты ответили на вопросы по восьми позициям.
Одна группа вопросов направлена на выяснение: развита ли в отделе принципиальность и требовательность друг к другу; весь ли отдел работает с полной отдачей сил для решения, стоящих перед ним задач; все ли сотрудники отдела ставят общественные интересы выше личных; сознательно ли они подчиняются дисциплине и ответственно ли выполняют любую работу.
Другая группа вопросов позволяет выяснить: создана ли в отделе обстановка доверия, доброжелательности, взаимопомощи и поддержки; одинаково ли специалисты отдела оценивают успехи и неудачи и едины ли в оценке возникающих проблем; эффективно ли все коллеги взаимодействуют друг с другом, действуя слаженно в сложных ситуациях; оперативно ли они мобилизуются при выполнении срочных и ответственных заданий.
Диагностика социально-психологического климата каждого отдела проводилась на основе комплексной оценки персонала по пятибалльной шкале. По результатам анкетирования была построена диаграмма. Анализ графического изображения показывает, что оценки по восьми показателям близки к максимальным пяти баллам и колеблются от 4,0 до 4,8.

Диаграмма
Предложенные позиции, характеризую-
щие социально-психологический климат:
1. принципиальность и требовательность друг к другу;
2. полная отдача сил для решения стоящих задач;
3. постановка общественных интересов выше личных;
4. сознательное подчинение дисциплине, ответственное выполнение любой работы;
5. создание обстановки доверия, доброже-лательности, взаимопомощи и поддержки;
6. одинаковая оценка успехов и неудач и единство в оценке возникающих проблем;
7. эффективное взаимодействие и слажен-ные действия в сложных ситуациях;
8. оперативная мобилизация на выполне-
ние срочных и ответственных заданий.

Диаграмма показала, что самый низкий показатель (4,0) занимает позиция «постановка общественных интересов выше личных» и наиболее высокий (4,8) ? «оперативная мобилизация на выполнение срочных и ответственных заданий».
Результаты анкетирования, обобщенные в диаграмме, дают основание судить о стабильности общей ситуации; высоком уровне психологической включенности сотрудников в профессиональную деятельность; социальному оптимизму, нравственной воспитанности и психологической совместимости работников; стремлении специалистов к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности.
Сравнивая результаты настоящей диагностики с проведённой в 2001 году диагностикой социально-психологического климата коллектива, исследователи отметили, что показатели шестилетней давности колеблются от 4,1 балла до 4,5, что позволяет говорить о стабильности социально-психологического климата в отделах Библиотеки, несмотря на кадровые перестановки, возрастные и психологические изменения и частичную смену сотрудников, свойственные любому коллективу.
Кроме того, сравнительный анализ подчеркивает правильность выбранного стиля управления, грамотной кадровой политики руководителей структурных подразделений и Библиотеки в целом, так как кадровые изменения на этом уровне не произошли, а также, говорит об устойчивости психологического настроя коллектива.
Следующей ступенью изучения темы стало проведение тестирования «Как Вы справляетесь с делами», в котором приняли участие 36 библиотекарей, занятых на обслуживании читателей. Это изучение позволило определить широту интересов сотрудников отделов ? 53 %, постоянство их поведения ?, продуктивность профессиональной деятельности ?, уровень знания себя ? 41 % и внимания к другим – 96 %. Тестирование показало, что высокие положительные результаты по шкале ?«Внимание к другим» показал ? участников, шкале «Широта интересов», «Знание себя».
?Уязвимым местом для каждого отдела явился показатель «постоянства поведения», который оказался критическим для ста процентов опрошенных, хотя, учитывая специфику библиотечной работы, профессионально-психологический потенциал персонала и профессиональные деструкции (нарушение, разрушение нормальной структуры), характерные для любой профессии, стопроцентный показатель указывает лишь на необходимость дополнительного исследования в этом направлении. Наряду с этим выяснилось, что трудно справляться со своей работой 13 % тестируемых, а низкая продуктивность деятельности присуща 40 % специалистов.
На очередном этапе вышеуказанной программы было проведено исследование психолого-педагогических качеств персонала, занятого на обслуживании читателей. Сотрудникам отделов было предложено заполнить опросный лист, фиксирующий важные моменты готовности библиотекарей к профессиональному общению с читателями, а также, адекватность самооценки специалистов. 34 респондентам предлагалось ответить на пять вопросов. При этом варианты ответов не были предложены, и каждый профессионал принимал решение самостоятельно. Таким образом, некоторые опрошенные указывали несколько вариантов, иные игнорировали часть вопросов, поэтому 100 % не является итоговым числом.
Определяя по первому вопросу особенности своей личности, облегчающие общение с читателями, респондентами было отмечено: первое место, 74 % ? занимает толерантность (терпение, терпимость), второе, 44 % ? коммуникабельность, далее, 34 % – внимательное отношение, и на последнем месте, 24 % ? профессионализм.
Отвечая на второй вопрос, опрошенные указали, что затрудняют общение с читателями такие особенности их личности, как: наибольший процент, 18 – излишняя строгость, 12 % – неуверенность в себе, 9 % ? обидчивость, 6 % – излишняя мягкость и 11 % опрошенных отметили, что никаких проблем в общении с читателями у них не возникает.
На третий вопрос «Укажите черты Вашего характера, поддающиеся корреляции (изменению в соответствии с ситуацией) в процессе общения с читателями» последовали ответы: менять стиль поведения в целях повышения продуктивности общения с читателем, преодолевая рассеянность, могут 15 %, строгость – 11 %, принципиальность – 9 %, педантичность – 7 %, вспыльчивость и обидчивость – по 6 %, максимализм и раздражительность – по 3 %.
При ответе на следующий вопрос, ни один из анкетируемых не назвал качеств, которые он не в состоянии изменить (коррелировать), общаясь с читателем, что является показателем гибкости и профессиональной грамотности.
И ответ на последний вопрос: «Какими чертами характера, должен обладать идеальный специалист, обслуживающий читателей?» звучит так: по мнению респондентов, идеальный специалист должен быть: толерантным – так считают 17 %, профессионалом – 16 %, обладать коммуникабельностью – 11 %, внимательно относиться к читателю, уметь говорить и слушать – 11 %. Следует отметить, что показатели качеств, выбранных для идеального специалиста намного ниже, чем оценка собственных личностных качеств.
Важным моментом при проведении исследования является практическое применение его результатов. Об этом говорит тот факт, что после анализа каждого момента НИР, будь то тестирование, анкетирование или опрос, проводились индивидуальные консультации сотрудников, все участники и руководители были ознакомлены с результатами, им были даны разъяснения и рекомендации по исправлению либо улучшению сложившейся ситуации в зависимости от результата.
Поставленные первым этапом исследования задачи практически выполнены. Осуществлено изучение библиотекарей отделов обслуживания Библиотеки: проанализирована степень влияния психолого-педагогических качеств библиотекаря на качество обслуживания пользователей, определён уровень влияния проблем личностного характера библиотечного специалиста на подбор и расстановку кадров отделов обслуживания, выявлены пути совершенствования подготовки персонала для отделов обслуживания.
На втором этапе изучения исследователи предполагают, сменив базу исследования с Библиотеки на ЦБС, на основе анализа полученных данных составить профессиограмму библиотечного специалиста, создать типовые методики профессионального общения библиотекаря с читателем, выработать методы подбора и подготовки кадров для отделов обслуживания.

Ефременко Т. М., Хоменко Е. С.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий