«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

суббота, 20 марта 2010 г.

Мы вновь услышим песенку, написанную библиотекарем

 
Раиса Адамовна Кудашева (1878–1964)
 Как разоблачить русского разведчика в тылу врага? Очень просто. Разбудить его среди ночи и сказать: «А ну отвечай быстро, что делал трусишка зайка серенький?» И сонно моргая, тот ответит: «Под елочкой скакал». –
«А кто рысцою пробегал?» – «Сердитый волк». – «А что сделал мужичок? Срубил, говоришь, под самый корешок? Ну, все ясно, Штирлиц, вы – русский».

Ее стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась.

Александр Фадеев

Загадка А.Э.

Какой же русский не знает песенку «В лесу родилась елочка». Песенка эта, легкая, как снежинка, сопутствует каждому всю жизнь. Лишь зазвучит мелодия «Елочки» – в памяти сразу возникают праздничные огни, подарки, запах мандариновых корок. «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…» Эту немудреную песенку пели на новогодних праздниках и мы, и наши мамы-папы, и наши дедушки-бабушки. Потому что «родилась елочка» давным-давно, еще в самом начале ХХ века, когда в декабрьском номере журнала «Малютка» за 1903 год было напечатано стихотворение «Елка». Своей фамилии автор не указал, а подписался псевдонимом «А.Э.». Так началась удивительная – счастливая и грустная – история самой неувядающей «Елочки». 

Когда музыкант-любитель, кандидат естественных наук Леонид Карлович Бекман (муж известной пианистки Е.А.Бекман-Щербины) прочитал это стихотворение, оно ему очень понравилось и он решил написать музыку. Так получилась песенка. Маленькая дочка музыкантов Верочка сразу начала распевать ее. В 1906 году «Елочка» вошла в сборник «Верочкины песенки», о котором одобрительно отзывались Рахманинов, Танеев, Скрябин…
У «Елочки», как и у каждого из нас, были свои счастливые и несчастливые времена. Она звучала на Рождество, будто рождественский гимн, в многодетных семьях и приютах, в гимназиях и церковно-приходских школах… Но в разгар Первой мировой войны начальство в крупных городах не рекомендовало обывателям устраивать елки, так как положение было тяжелым, начались перебои с топливом и транспортом. А дальше – больше: после революции большевики и вовсе исключили Рождество из праздничных дней календаря, усмотрев в нем религиозный предрассудок и даже мракобесие. Какая уж тут песня о елочке без елочки?
Новогодний праздник возвратился только в середине 30-х годов. Но вместо вифлеемской звезды елку стали увенчивать звездой, напоминающей кремлевскую. Зато песенка «В лесу родилась елочка» как бы пережила свое второе рождение. Ее вновь опубликовали в 1941 году в сборнике «Елка», и с тех пор она много-много радости принесла детишкам разных поколений. Составительница сборника Э.Эмден разыскала и автора стихотворения. Им оказалась Раиса Адамовна Кудашева.

Жизнь

Долгое время автор стихов и не подозревала, что «Елочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как две бабушки расхваливали своих внучек. Одна из них попросила ненаглядную внученьку продемонстрировать свой ангельский голосок. Как же была изумлена Раиса Адамовна, когда девочка запела «Елочку»! Сегодня нам трудно себе представить, что когда-то не было этой песенки, но еще труднее понять, почему так долго никто не знал, а может, просто не интересовался авторством этих простых и милых стихов и этой незатейливой мелодии.
О жизни Кудашевой известно совсем мало. Она родилась 3 (15) августа 1878 года в семье чиновника Московского почтамта. Раиса Адамовна – представитель боковой ветви старинного княжеского рода Кудашевых, идущего от татарского мурзы. Почему выпускница гимназии М.Б.Пуссель стала гувернанткой, мы не знаем. Может быть, причиной тому послужила внезапно наступившая бедность или сиротство. А может, одиночество. Ведь такое тоже бывает. Потом Раиса Кудашева учительствовала и несколько десятилетий работала библиотекарем.
Стихи она писала с детства. Однако лишь в 1896 году отважилась одно из них послать в редакцию журнала «Малютка». Стихотворение называлось «Ручейку». Его напечатали. Автору было тогда 18 лет. И с тех пор стихи Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник»… Вот, к примеру, одно из ее стихотворений, вошедшее в сегодняшние школьные учебники (наряду с известным «В лесу родилась елочка…», конечно):
День прошел. Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
– Ах, как славно мы учились!
– Я две сказочки прочла!
– Я писала все в тетрадку!
– Я срисовывал лошадку!
Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Степка-растрепка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»… С.Я.Маршак, как и многие не знавший, кто является их автором, писал: «Эти стихи и сказки имели успех… Успех чрезвычайный. Почему? Это были вещи хорошей традиции. Фольклорной. Проверенной временем… Это были веселые книжки, несмотря на навязчивую мораль». Об их «чрезвычайном успехе» рассказывал в своих воспоминаниях и выдающийся актер М.И.Жаров. У его отца был закадычный друг, работавший печатником в типографии И.Кнебеля. Типографский брак Кнебель отдавал рабочим для их детей. Каждое воскресенье Мише Жарову торжественно вручалась тоненькая книжечка. Одну из них он запомнил на всю жизнь. (Приходится только удивляться, насколько умна и избирательна детская память.) Книжка называлась «Бабушка-Забавушка…» И хотя прошло уже 60 (!) лет, Жаров уверенно цитировал:
У бабушки Забавушки
Собачка Бум жила,
Однажды Буму бабушка
Пирожных испекла.
– На, Бум, бери тарелочку,
Пойдем с тобой в буфет…
Глядят, а мышки съели все,
Пирожных больше нет.
В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась ее единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, ее первой большой любви к блестящему офицеру. И вновь мы не знаем, то ли это плод писательской фантазии, то ли пережитое самим автором. Повесть не принесла Раисе Адамовне известности, хотя это была добротная «дамская» беллетристика. Впрочем, к славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла».
Рассказывают, будто во время Великой Отечественной войны перед Новым годом в Союзе писателей раздавали продуктовые пайки «инженерам человеческих душ». И пришла никому не известная старушка, фамилии которой не было ни в одном из списков. Она робко сказала: «Я Кудашева Раиса Адамовна. Не полагается ли паек и мне?» Чиновник, сидевший при раздаче, ответил нельзя сказать, что очень интеллигентно: «Иди, бабка. Тут только для писателей. А ты чего написала?» – «“В лесу родилась елочка...” я написала». Но не дрогнуло сердце чиновника. Детства у него не было, а своим детям он, видимо, читал другие стихи:
Есть у нас красный флаг,
Он на палке белой…
Однако у этой истории искания правды и справедливости есть продолжение. И продолжение... как в сказке со счастливым концом. Писатель Василий Субботин вспоминал, как однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Секретарь сказала, что ей, наверное, уже лет девяносто.
Та вошла, очень старая, дряхлая, плохо одетая, с каким-то мешком в руках. Положила свой мешок на колени и сказала: «Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь». Фадеев, не зная как быть, сказал: «Вы действительно стихи пишете?» – «Писала, печатали когда-то». – «Ну хорошо, – сказал он, чтобы кончить это свидание, – прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений». Она благодарно посмотрела на него и своим слабым голосом стала читать:
В лесу родилась елочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…
«Так это вы написали?» – закричал Фадеев. И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочитал эти стихи и плакал, когда дошел до последних строчек: «Срубил он нашу елочку под самый корешок».
Фадеев вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов Р.А.Кудашеву немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Признание

Поздно пришли известность и признание к Раисе Кудашевой, в конце 50-х годов. Были напечатаны два интервью с писательницей: одно – в «Огоньке», другое – в «Вечерней Москве». В «Огоньке» – единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте. «Я стараюсь крепиться и не падать духом, – писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной в 1958 году, – но все же думаю о себе: не по силам затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».
Последние годы Раиса Адамовна жила вместе со своей сестрой. Она умерла 4 ноября 1964 года. Умерла в том городе, где и родилась, в Москве. На ее могильной плите между датой рождения и датой смерти – черточка. Этот «иероглиф» зашифровал множество человеческих судеб. Хочется верить, что будущим исследователям жизни и творчества Р.А.Кудашевой удастся расшифровать еще хотя бы несколько страниц из «книги жизни» этой замечательной женщины.
А в очередной Новый год мы вновь услышим песенку, которая ласкова и нежна, как мамина колыбельная, песенку, которую написал умный и тонкий человек, знаток детской психологии Раиса Адамовна Кудашева.

Литература

В лесу родилась елочка. // Русская поэзия детям. – М., 1958.
Григорьева Е., Ракша И. «В лесу родилась ёлочка…» // Детская литература. – 1998. – №1. – С. 31–32.
Глоцер Вл. «В лесу родилась елочка...» //Книги – детям. – М.: Дет. лит., 1973. – С. 30–41.
Две беседы С.Я.Маршака с Л.К.Чуковской. // Маршак С.Я. Собр. соч., т. 7. – М., 1971.
Жаров М. Жизнь, театр, кино. – М., 1967. – С. 23–24.
Кудашева Р.А. //Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь: Т. 3. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1994. – С. 198–199.
Кудашева Р.А.// Советские детские писатели: Биобиблиографический словарь (1917–1957). – М.: Детгиз, 1961. – С. 206.
Кузьменко Т. Откуда эта «Елочка»?: История новогодней песенки // «Работница». – 1996. – № 12. – С. 7.
Розанов С. Р.А.Кудашева. //«Путеводная звезда» (Школьная роман-газета). – 2001. – № 12. – С. 46–47.
Сафонов А. «В лесу родилась елочка…»//Пионерская правда. – 1997. – 26 дек.
Степанов М. Где родилась «Елочка» // Веч. Москва. – 1997. – 7 февр.
Шарапов О.Ю. Поэт Раиса Адамовна Кудашева (1878–1964) // Начальная школа. – 1998. – №9. – С. 9–10.
Источник

4 комментария:

  1. Вот о таких коллегах всегда приятно узнавать! В нашей профессии как ни в какой другой понимаешь, что в смирении большая сила!

    ОтветитьУдалить
  2. с friehdfeed:
    Бердяев о смирении: «Смирение есть раскрытие души для реальности…Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине»... - Ольга Подъяпольская

    именно так, если библиотекарь - вспомогательно-обслуживающий персонал - Елена Белан

    А не кажется ли вам что надо различать смирение как борьбу с собственными недостатками (как раз то что направлено на возвеличивание духа) и смирение перед внешними обстоятельствами? Ладно были бы эти внешние из серии форс-мажор - вулкан, землятресение и тп. Но если это чиновный маразм, то это свойство уже надо называть отнюдь не смирением :( - Papa Sasha

    Вот, вот! Из серии:"Я - начальник, ты - дурак.." Так отнюдь, как назвать? - Шопова Наталья с email

    Последнее время мы с вами (наше такое продвинутое виртуальное сообщество:-) свысока рассуждаем о том, какими должны быть другие, менее продвинутые наши коллеги по цеху. Не больны ли мы гордыней? А кто мы такие,чтобы судить? - ЧУМработница

    Насчёт "как называть". Мягко говоря - "гибкая гражданская позиция" - Papa Sasha

    А это не осуждение. Это попытка понять, что у нас есть, и как из этого вылезти - Papa Sasha

    А может тому,у кого смирение, с ним тепло и хорошо и совсем не надо никуда вылезать? - ЧУМработница

    Так они и не вылезают обычно. А зачем? Им тепло и хорошо. Правда иногда пинают - Papa Sasha

    Мне кажется, тех,кто вылезает, пинают чаще:-))) - ЧУМработница

    А вот тут есть развилка для тех кто вылез - или свалиться обратно в тепло и уют или занять активную позицию (со всеми её неудобствами и страхами) - Papa Sasha с IM

    Пинают чаще, согласна. А кто?

    ОтветитьУдалить
  3. Можно поправить: рассуждаем свысока какие МЫ должны быть, чтобы времени соответствовать. И о гордыне и суде речь не идет. Продвинутость у всех разная. У кого-то в одном, у кого-то в другом... Учимся общаться, вырабатываем корпоративный дух))) Пинают чаще, согласна. А кто большей частью? У кого смирение, и тот, кому уютно и тепло? Не вылезают, но еще и пинают, да как.. еще и сверху польют чем-нибудь. А на вид такие смиренные, одуванчики божьи...потом вдруг душу как откроют для реальности, и наступает у тех, кто вылез просветление... - Шопова Наталья )

    А за окном такое солнышко:-) И сугробы скоро (возможно) растают:-) Жалею тех,кто меня пинает,им так со мной тяжело:-))) - ЧУМработница

    Нас еще так мало в виртуальном сообществе, что "гигантоманией" еще долго не заболеем:-) Есть ли, все-таки, в смирении сила? - Шопова Наталья

    ОтветитьУдалить
  4. По поводу "рассуждаем свысока какие МЫ должны быть, чтобы времени соответствовать"... Вообще-то всегда считала, что обсуждение инновационных идей, новых взглядов - есть лишь начальный этап в процессе, ведущем к тому, чтобы "времени соответствовать". А дальше - каждый выберет СВОЙ собственный путь - Елена

    Понравилось из PS: "различать смирение как борьбу с собственными недостатками (как раз то что направлено на возвеличивание духа) и смирение перед внешними обстоятельствами" - Елена

    а как же тогда "система образования должна не только раскрывать личностный потенциал подростков, но и готовить их к условиям жизни в "высококонкурентной среде", где нужно "уметь бороться за себя, уметь реализовывать свои идеи"? Мы мимо этого? http://www.kommersant.ru/doc... - Шопова Наталья

    А это как раз борьба с собственными недостатками и комплексами в том числе, как мне кажется... Главное, не ставить знак тождества между смирением и выученной беспомощностью... - Ольга Подъяпольская

    "не ставить знак тождества между смирением и выученной беспомощностью" Согласна полностью - Шопова Наталья

    ОтветитьУдалить