«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

Профессионально значимые качества библиотекарей

Идеал и реальность

Наталья Владиславовна Збаровская,
старший преподаватель кафедры социологии и психологии чтения Санкт-Петербургского Университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук.

Моделирующая игра «Библиотекарь: идеал и реальность», используемая в программе курса повышения квалификации школьных библиотекарей г. Надыма «Школьная библиотека в едином информационно-образовательном пространстве», позволила определить профессионально значимые качества библиотекарей.

Развитие единого информационно-образовательного пространства и информационное обеспечение образовательного процесса — чрезвычайно важный аспект библиотечной деятельности. Роль библиотек в образовательном процессе обусловлена их информационными возможностями (фондами, справочно-библиографическим аппаратом), последовательной работой по обеспечению квалифицированной информационной поддержки процесса обучения и необходимостью дополнительного образования в области информационной культуры личности.
Особое значение в связи с этим приобретает уровень квалификации и профессионализма специалистов библиотек. Как показывают исследования, существует определенное противоречие между требованиями к уровню профессиональной компетентности библиотечных специалистов и их реальным уровнем.
Библиотекари, работающие в условиях современных образовательных и информационных технологий, должны владеть методами решения проблем (психологических, информационных, управленческих, экономических и т. п.); использовать в обслуживании информационные и телекоммуникационные технологии; соблюдать профессиональную этику и интеллектуальную свободу пользователей независимо от возраста.
Профессиональные качества библиотекаря можно разделить на группы, отражающие:
• отношение к работе;
• общий стиль поведения и деятельности;
• креативные способности личности;
• отношение к людям;
• отношение к себе.1
Эти качества можно объединить в интегральные характеристики библиотекаря:
• профессиональное самосознание;
• индивидуальный стиль деятельности и общения;
• рефлексия и саморазвитие;
• творческий потенциал.
Таким образом, профессиональные качества являют собой сложный комплекс знаний, умений и навыков, уровень которых определяет качество и эффективность деятельности работника.4
В связи с этим, представляется интересным выявить важные для библиотекарей образовательных учреждений профессиональные качества, определить степень их значимости, сравнить понимание профессионализма сотрудников библиотек разных типов (публичных библиотек и библиотек школ), определить степень соответствия профессионализма реального библиотекаря образовательного учреждения и идеального — в представлении школьных библиотекарей.
В программе курса повышения квалификации школьных библиотекарей г. Надыма (ЯНАО) «Школьная библиотека в едином информационно-образовательном пространстве» мы использовали моделирующую игру «Библиотекарь: идеал и реальность». Ее цель — выявить профессионально значимые качества библиотекаря.
Задачи игры:
• развитие навыков оценки информации;
• совершенствование навыков логического мышления;
• развитие навыка коллективной мыслительной деятельности;
• знакомство с методикой формализованного «мозгового штурма».
Сценарий игры. В процессе свободной дискуссии участники игры формулируют 15 профессиональных качеств библиотекаря. Команды должны выбрать из них 10 наиболее значимых.
Команды получают заранее подготовленные матрицы, в которые нужно последовательно внести 10 профессиональных качеств идеального и реального библиотекаря. Каждый участник команды должен проранжировать параметры от 1 до 10 (10 — самый высокий балл). Оценки в вертикальной графе не должны повторяться. По окончании ранжирования по горизонтальным строчкам подсчитывается средний балл и определяется место каждого параметра.4
Метод ранжирования отличается от обычной оценки по пятибалльной системе невозможностью поставить одинаковые оценки двум или трем параметрам. Это приводит к тому, что участники игры вынуждены ставить низкие оценки, тогда как в случае оценки по пятибалльной системе многие параметры получили хорошие и отличные оценки. Определение среднего балла позволяет объективизировать оценку, т. к. при этом суммируются низкие и высокие оценки.
По итогам заполнения матриц для идеального и реального библиотекаря выявляются противоречия и сходство. Участники в каждой команде выдвигают предложения по решению проблемы несоответствия идеала и реальности.
Ведущий преподаватель проводит сводный анализ по матрицам и предложениям.
Ход игры. В игре участвовали 20 библиотекарей средних общеобразовательных школ г. Надыма. Из участников игры были сформированы четыре команды, каждая из которых получила матрицы для оценки профессиональных качеств библиотекаря.
В процессе свободной дискуссии участники игры сформулировали 15 профессиональных качеств библиотекаря:
• эрудиция;
• интуиция;
• коммуникабельность;
• ответственность;
• требовательность;
• оригинальность мышления;
• творчество;
• организаторские способности;
• ораторские способности;
• знание библиотечных технологий;
• адаптивность;
• знание педагогики и психологии;
• компьютерная грамотность;
• способность к самообразованию;
• эмоциональный контроль.
Анализ предложенных участниками игры профессиональных качеств показал, что все они в той или иной степени обеспечивают выполнение библиотекарями школьных библиотек их функциональных обязанностей. Кроме того, эти качества логично дополняют друг друга.
• обязательность подписки на профессиональную периодику;
• компьютеризация библиотек и организация доступа в интернет.
3. Несовершенство системы профессионального образования и повышения квалификации:
• организация курсов по использованию информационных технологий;
• распространение списка новой профессиональной литературы посредством интернет;
• проведение психологических тренингов;
• организация дистанционного обучения на страницах профессиональной периодики и сайтах высших учебных заведений.
Анализ предложений команд показывает, что часть из них выполнима на региональном (местном) уровне, часть — на уровне школы (образовательного учреждения) и библиотеки, а некоторые предложения выполнимы только на федеральном уровне.
Так, обязательность подписки на профессиональную периодику невыполнима без ее обязательного финансирования, которое может быть реализовано на уровне федерального или местного бюджета. Изучение опыта работы других библиотек может проводиться на основе дружеских взаимоотношений (в силу корпоративной солидарности) или на основе систематических курсов повышения квалификации регионального уровня.
Анализ результатов игры позволяет сделать вывод, что библиотекари образовательных учреждений г. Надыма осознают основные проблемы профессиональной подготовки и переподготовки библиотечных специалистов данного профиля, готовы к сотрудничеству с библиотеками других ведомств. В то же время, проявляя инициативу при создании общешкольных проектов, поиске внебюджетных средств, не в полной мере реализуют инициативное сотрудничество с публичными библиотеками своего региона.
Сравним результаты моделирующих игр, проведенных с библиотекарями образовательных учреждений г. Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ) и библиотекарями публичных библиотек г. Сыктывкара (Республика Коми) — студентами заочного отделения Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.
Перечни профессионально значимых качеств у библиотекарей школьных и публичных библиотек совпадают не полностью. Так, студенты заочного отделения СПбГУКИ в числе профессиональных качеств назвали: профессионализм, доброжелательность, кругозор (эрудицию)*, творчество, ответственность, стремление к самообразованию, аккуратность, инициативность, гибкость (адаптивность), дисциплинированность, общительность (коммуникабельность), выносливость, привлекательность и тактичность.
Анализ предложенных участниками игры профессиональных качеств библиотекаря показывает, что все они в той или иной степени обеспечивают выполнение функциональных обязанностей. Однако некоторые из этих качеств находятся в противоречии. Так, инициативность не всегда сопровождается дисциплинированностью, тогда как ответственность дисциплинированность подразумевает. Отдельные качества, например выносливость, включены в перечень в соответствии с реалиями отечественной библиотечной жизни. Кроме того, профессиональные знания в понимании участников игры включают в себя знание библиотечных технологий, педагогики и психологии, компьютерную грамотность.
Суммарный средний балл по всем параметрам показывает, что наиболее значимыми для идеального библиотекаря, по мнению участников игры, являются аккуратность, гибкость и инициативность (соответственно I, II и III места); тогда как для реального библиотекаря — аккуратность, инициативность, стремление к самообразованию. Как показывает распределение оценок, знания библиотечных и информационных технологий не относятся к числу ключевых профессиональных качеств.
По результатам последующей дискуссии можно сделать вывод, что профессионализм библиотекаря для участников игры является чем-то само собой разумеющимся и приобретаемым в основном процессе работы, не зависящим от первоначального профессионального образования. Примечательно, что сотрудники публичных библиотек практически не затрагивают проблем повышения квалификации, что объясняется, возможно, их отношением к профессионализму.
Таким образом, в распределении оценок профессиональных качеств реального и идеального библиотекаря сотрудниками публичных библиотек явного противоречия не наблюдается.
В то же время матрицы каждой команды позволяют определить несоответствия между идеалом и реальностью по таким качествам как творчество, инициативность, стремление к самообразованию. Недостаточность творчества сотрудники публичных библиотек склонны объяснять спецификой работы: «времени на творчество остается мало». Решение многих проблем библиотечного обслуживания, а также профессионализма сотрудников публичных библиотек (в том числе развитие творческого подхода, инициативности) библиотекари ставят в зависимость от финансовых условий: требуется «материальное стимулирование».
Многие профессиональные качества библиотекаря, предложенные участниками игры, обоснованы стремлением «не потерять читателей». Как правило, это личностные качества — тактичность, доброжелательность. Однако не подкрепленных профессионализмом вежливости и аккуратности библиотекаря недостаточно, чтобы удержать читателя.
Сравнительный анализ результатов моделирующих игр позволяет сделать следующий вывод. Профессиональные качества библиотекаря, с точки зрения сотрудников библиотек разных типов, включают в себя профессиональную компетентность, индивидные и личностные свойства — уровень развития мышления, гибкость и адаптивность, преобладание вида памяти, способность к обобщению. В то же время, личный профессиональный опыт библиотекарей обусловливает их оценку профессиональной компетентности как значимого или незначимого профессионального качества.
Опыт повышения квалификации и образования библиотекарей показывает, что моделирующие игры позволяют не только совершенствовать навыки логического мышления и развивать навыки коллективной мыслительной деятельности обучаемых, но и сформировать новый взгляд на собственную профессиональную деятельность, наметить пути решения проблем.

*В скобках приводятся синонимические формулировки из списка, предложенного библиотекарями г. Надым.

1 Барботько А. И. Проблемы формирования творческого потенциала личности молодого специалиста. — Курск, 1999. — 187 с.
2 Библиотекарь и читатель: проблемы общения: Метод. пособие. — СПб., 1993.
3 Библиотечное обслуживание: Учеб. пособие. — М., 1995.
4 Збаровская Н. В. Игра как способ составления профессиограммы // Библиотека. — 2000. — № 8. — С. 50—52.
5 Колодина Н. А. Профессионализм — главный приоритет в коллективе // Библиотека. — 2003. — № 1. — С. 36—37.

1 комментарий: