Профессия библиотекаря - одна из самых старейших в мире. Еще во времена античности появились так называемые переписчики и хранители рукописей. С тех пор многое изменилось - современность расставила все по-другому. Если в древние времена специалистами библиотечного дела были исключительно мужчины, то сейчас, особенно в нашей стране, встретить библиотекаря-мужчину практически невозможно. Об особенностях этой "женской" профессии мы попросили рассказать библиотекаря Татьяну Вениаминовну Крапчанинову.
Из глубины веков
Труд библиотекаря: На Руси о нем заговорили с XYI века. И, если в западной Европе библиотекарь имел известный общественный вес, положение его русского коллеги было более, чем скромным. Тогда библиотеки находились в монастырях, и должность библиотекаря сводилась к книгохранению. В XYII веке уже появились первые инструкции об охране книг, о приемах их использования: Их необходимость была вызвана появлением библиотеки Академии Наук, созданной при Петре I.После его смерти в библиотечном деле наступил временный застой. Но вскоре состоялось торжественное открытие библиотеки Московского университета. Она в течение ста лет оставалась единственной публичной библиотекой Москвы, при которой существовали должности суббиблиотекаря и педбиблиотекаря. Причем на первую должность мог быть назначен только профессор.
Созвездие величайших имен включает в себя плеяда представителей библиотечного дела России. Это Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец, драматург, сатирик. В течение 30 лет он работал помощником библиотекаря императорской публичной библиотеки в Петербурге.
В течение 50 лет в этой же библиотеке работал известный музыкальный и художественный критик, публицист, ученый - Владимир Васильевич Стасов. Он заведовал рукописным и художественным отделами и был не просто хранителем и собирателем старинных книг, он был властелином сокровищ, которыми распоряжался умело и творчески. Девизом Стасова можно считать слова "Сыскал и научу".
В понимании Стасова В. В. библиотекарь - это, прежде всего, эрудит, ученный, высококвалифицированный специалист, консультант и руководитель читателя.
Профессия как состояние души
О том, какими качествами должен обладать человек, избравший для себя дело хранителя книжных полок, люди думали с тех самых пор, как появилась потребность в данных специалистах. Говоря о профессии библиотекаря, Василий Никитич Татищев, известный русский историк XVIII века, указывал, что он "должен быть многих наук и разных языков: наученный, к тому же прилежный читатель". Недаром в то время библиотекари имели ученую степень.Современный библиотекарь не избранный, имеющий допуск к "святая святых" - к книге (как, например, библиотекарь в романе У. Эко "Имя розы"), а один из многих поставщиков и потребителей информации. Книжные хранители нашего времени так же, как и раньше, имеют разносторонние знания и умения. Но есть и характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы чтобы шагать в нону со временем. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в получении высшего образования, но и в повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить ее особенности, получить навыки общения с пользователями и коллегами в существующей обстановке.
Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора. Многие библиотекари и администраторы стремятся получить знания и навыки научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации библиотечной деятельности библиотечного работника.
Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой речевой, этической культуры. Не случайно в некоторых учебных заведениях (например, в Московском государственном университете культуры и искусств) вводятся специальные курсы, дающие эти знания и навыки.
Кодекс библиотекаря
Как отметила Татьяна Крапчанинова, профессия библиотекаря в первую очередь требует от человека выполнения определенных профессиональных обязанностей и соблюдения некоторых этических норм и правил.Во-первых, сотрудник библиотеки обеспечивает пользовательский доступ к информации и документам общедоступного характера без ограничений, если они предварительно четко не установлены законами или постановлениями. Информация, предоставляемая библиотекарем, должна быть полной, объективной и непредвзятой, т.е. не обусловленной как личными взглядами, идеями и ценностями библиотекаря, так и внешними политическими или экономическими организациями. При обслуживании населения библиотекарь не принимает никаких ограничений в отношении половой, этнической, национальной принадлежности, общественного положения, религиозных или политических убеждений. При исполнении профессиональных обязанностей сотрудник библиотеки не допускает столкновения интересов и не использует в личных целях информацию и ресурсы, доступные за счет служебного положения.
Он способствует совершенствованию сбора и сохранности документов и информации, обязуется обеспечивать передачу знаний за счет рациональной организации документов и беспристрастных и профессиональных действий. Татьяна Вениаминовна также уверена, что "библиотекарь должен ценить свою профессию, глубоко сознавая ее общественную важность".
В основе - традиция
Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях. Сейчас все чаще он работает с аудио- и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо научиться пользоваться соответствующими техническими средствами: компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Сегодня, как и прежде, большинство библиотечных работников имеет среднее или высшее образование. В России этой профессии обучают в колледжах, техникумах и вузах гуманитарного или универсального направления. В нашей республике, например, искусство библиотечного дела студенты могут изучить в Удмуртском государственном университете.Для поступления в профильное учебное заведение (и полноценного освоения профессии в дальнейшем) абитуриенту необходимо хорошо владеть несколькими гуманитарными предметами. К ним относится, во-первых, русский язык, без знания которого вы не поступите ни в один колледж, техникум или вуз интересующего вас направления. Второе испытание для выпускников школы - литература, а для тех, кто окончил девять классов, - история.
Навстречу будущему
Внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий. Т.В. Крапчанинова: "Обращаю также внимание на то, что библиотечный работник все более имеет дело не с документом (книгой), который ему в ходе работы приходится физически перемещать, а с виртуальной информацией, которая по желанию работника или пользователя появляется на экране его компьютера и затем исчезает, когда становится не нужна. Это влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог".Также необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций как администратор баз данных, менеджер информационных систем. Развитие веб-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлению веб-страниц. Библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям.
С другой стороны, на изменение библиотечной профессии влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление таких специальностей как библиотекарь-психолог, (этих специалистов готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств), библиотекарь по обслуживанию социально незащищенных групп населения, для детских библиотек - библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии.
Целесообразно было бы готовить специалистов по библиотечному дизайну, поскольку этому вопросу в библиотеках сейчас уделяют большое внимание.
В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, в связи с этим возникли такие специальности как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.
"Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари стали более открыты обществу, - подчеркивает Татьяна Венинаминовна. - Большое внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует особой специальности, которую можно было бы назвать "менеджер библиотечных социокультурных программ", в ее рамках целесообразна специализация "менеджер выставочной деятельности".
"Пока живы библиотеки - культура не погибнет"
"В свое время в нашей стране была выстроена уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы недофинансирования она, надо признать, пришла в упадок. Это понимают и государственные деятели на высшем уровне, - отметила Татьяна Вениаминовна. - Так, например в 2007 году Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости возродить в стране на новой современной основе библиотечное дело".Тогда же Владимиром Путиным было принято решение о создании Президентской библиотеки, которая должна стать информационным и связующим звеном для всей библиотечной системы страны.
На следующем этапе - на базе областных и республиканских библиотек - будут созданы региональные центры Президентской библиотеки.
Они должны быть объединены информационной сетью, единым методологическим и программным обеспечением.
На уровне субъектов Федерации руководители региональной и муниципальной власти должны позаботиться об укреплении местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек (в том числе школьных), которые должны быть не только хранилищем книг, но и реальными информационными, культурными и досуговыми центрами.
Президент также посчитал возможным сотрудничество с крупными мировыми библиотечными центрами. Российские специалисты уже провели серию консультаций с коллегами из ведущих библиотек других стран.
В перспективе речь может идти о создании мировой библиотеки на основе цифровых технологий, которая послужила бы базой для крупного международного гуманитарного проекта, направленного на сохранение культуры и истории народов мира.
Алена Загребина
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий