«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

пятница, 19 марта 2010 г.

Видение профессии библиотекаря

Библиотекарь, открой мне свой ковчег,
Свой каталог, звучащий как поэма, -
Мы выйдем в море с капитаном Немо,
Умчимся к звездам в двадцать третий век.

Марина Бородицкая

Мир, в котором мы живем, меняется на наших глазах. Многие еще помнят время, когда книги были дефицитом и на новые книги в библиотеке записывались в очередь. А сейчас библиотеки оснащены видеоаппаратурой, аудиоаппаратурой, компьютерами. И нам, библиотекарям, бывает непросто понять, что же мы должны делать в этом быстро меняющемся мире. Иногда очень хочется, чтобы нас увидели и заметили. Чтобы перестали задавать вопрос, от которого больно: «А что, в библиотеки еще кто-то ходит?».

Сегодня мы делаем акцент на другом – на индивидуальной работе с читателем. И мне кажется, очень важным сохранить библиотеку как «дом для детей и книг», где каждому ребенку будет оказан теплый прием и каждый сможет найти себе книгу по душе.
Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек, шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникационными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации. Поэтому в нашей библиотеке была создана медиатека. Основу медиатеки составляет ее фонд. Формирование нашего фонда ведется в соответствии с различными образовательными программами. Современный рынок образовательных программных продуктов предлагает множество разработок для детей, цель которых – расширить кругозор, представления об окружающем мире, развить память, логику, сообразительность. Среди этих разработок мы выделяем: развивающие и обучающие программы, программы, направленные на развитие творческих способностей; энциклопедии и справочные издания. Электронные издания побуждают детей обратиться к книге, заставляют думать, рассуждать, доказывать, отстаивать свое мнение. Хорошая медиатека – это не только правильно подобранный фонд. Это современное оборудование, способствующее повышению уровня компьютерной грамотности. Сегодня каждый должен понимать, что компьютер уже не роскошь, а необходимое средство для работы. Важно научиться, не просто пользоваться, а делать это эффективно! И наилучший результат здесь дает целенаправленное использование компьютера, информационных технологий и современных средств коммуникации.
       Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс, и являясь структурным подразделением школы. Сегодня, когда большинство родителей занято добыванием хлеба насущного, для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Я, как библиотекарь, не могу остаться в стороне.
Школьная библиотека – гарант права ребенка на получение информации и, тем самым, на образование и самообразование. В существующих условиях нам нужен прорыв, который сделает школьную библиотеку динамичным ресурсом образования, а школьного библиотекаря – его ключевой фигурой.
Говорят, что в библиотеке должно быть тихо, а я люблю, когда в библиотеке слышны детские голоса: то серьезный вопрос, то радостный смех. Люблю, когда самые маленькие мои читатели долго стоят возле полки, на которой много «красивых» книг, но они предназначены для среднего и старшего звена, потому, что это энциклопедии. Это говорит о том, что детей надо учить выбирать книгу для своего возраста. Очень приятно, когда дети берут книгу вновь через некоторое время. Я догадываюсь, что эта книга может стать любимой.
На наших глазах меняется и роль библиотекаря школы. От человека, рекомендующего хорошую книгу и выдающего ее ученику, до специалиста в области новых информационных технологий, способного сотрудничать с учителями в разработке системного подхода к работе с информацией по учебным предметам с тем, чтобы с первых лет обучения учащихся в школе поиск и получение информации стали их повседневной потребностью.
Но неизменно одно: в библиотеке должна быть хорошая, добрая атмосфера, библиотекарь должен создать это для того, чтобы детям хотелось бы чаще приходить сюда. А самое главное для библиотекаря: сделать все для каждого отдельного ребенка, перешагнувшего наш порог. И в немалой степени от нас зависит, станет ли посетитель библиотеки ее читателем, а впоследствии – читателем вообще.
Магия КНИГИ действует безотказно. Достаточно просто окинуть полки жадным взглядом или прикоснуться рукой. Встреча с книгой – это как встреча с человеком. Книга, пришедшая во время – это друг, которого
ты, наконец, дождался. Уж он-то не помешает тебе ни спать, ни есть, не спросит лишнего, не обидит надоевшей шуткой. Книгу можно отложить или «проглотить» за один день. Ее можно спросить о чем угодно, и она никогда не поднимет тебя на смех.
Книгу можно назвать словами Э. Хемингуэя – «праздник, который всегда с тобой».
Проблемы роли и места библиотеки в школе, ее статуса и престижа являются очень значимыми для школьного библиотекаря. Центральной проблемой школьного библиотекаря и библиотеки является проблема финансирования. Прежде всего, она сказывается на комплектовании – нет денег на пополнение фонда новыми книгами и периодикой, фонд школьной библиотеки стремительно ветшает и почти не отвечает требованиям современного образования и воспитания. Учащиеся, выпускники, педагоги дарят книги – причем, чаще всего не новые, что увеличивает устаревшую часть фонда. И все равно – это не решение проблемы.
Сегодняшний день России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы и жизненные ценности, дети могут без труда рассказать обо всех персонажах мультфильмов «Футурума» и «Симпсоны», а на вопрос : «Что ты знаешь о А. В. Суворове, М. И. Кутузове?» виновато опускают глаза. Именно поэтому особую роль приобретает значение и роль библиотекаря как подлинного наставника. Как давно А. С. Пушкин написал эти строки «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Но они актуальны и сейчас, в наше время, когда надо воспитывать детей духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и уважения к прошлому и настоящему своего народа, готовых в любую минуту встать на защиту своего Отечества. Патриотизму нельзя научить. Я считаю, чтобы ни делала школьная библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к истории и современной жизни страны. А если дети будут больше читать те книги, которые воспитывают в них чувство долга, патриотизма, духовно-нравственного уважения к своей Родине, то можно с уверенностью сказать, что эти учащиеся никогда не позволят себе плохо отнестись к старикам, малышам и, конечно, к своей Родине.

библиотекарь Т. А. Михина,
Хоботовская средняя общеобразовательная школа
имени Снегирева Геннадия Семеновича

2 комментария:

  1. Автор стихов не Кушнер, а Марина Бородицкая вот ссылка http://lib.1september.ru/2003/20/2.htm
    Блог очень понравился, хорошая идея.

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитала на одном дыхании. Всё верно. Чувствуется в каждом слове живая заинтересованность в своей профессии и желание что-то изменить. А у меня иногда руки опускаются. И ещё - этот блог стал моим любимым. Спасибо, Наталья Борисовна!

    ОтветитьУдалить