«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Профессиональные качества современного, инновационного 
специалиста библиотечного дела
Творчество библиотечных специалистов побуждается стремлением усовершенствовать существующую деятельность, устранить противоречия между реальным и желаемым состоянием библиотечно-библиографической практики.
Общие способности представляют собой внутренние условия личности (трудолюбие, настойчивость, большая работоспособность, развитые память, мышление и внимание и т. д.), необходимые для решения любых жизненных задач и позволяющие овладевать широким кругом разнообразных видов деятельности. Однако любая деятельность предъявляет свои требования к качествам личности, определяющие её профессиональную пригодность и успешность выполнения. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют профессиональными способностями личности.


Способности не даны человеку от рождения. Они формируются на основе задатков в процессе развития человека через осуществление деятельности. Уровень одарённости у всех различен. Для достижения определённого уровня способностей каждому требуется приложить различные усилия; настойчивость и трудолюбие при слабых задатках помогают развиваться способностям.
Творческая деятельность характеризуется многовариантностью результата при единых исходных условиях. Библиотечно-библиографическую деятельность нельзя назвать чисто творческой по своей природе. Однако большинство библиотечных процессов предполагают наличие творческой активности у субъекта библиотечно-библиографической деятельности: процессы библиотечного обслуживания, библиотечно-библиографического обучения, организации библиотечного пространства, библиографическая эвристика, составительская работа, маркетинговая деятельность, библиотеки и т. д. Внутри каждого процесса возможны как репродуктивные (технологизированные), так и творческие операции.
Принципиально новые виды деятельности (виртуальное СБО, электронное библиографирование, проектная деятельность, администрирование библиотечного сайта и т. д.) требуют от исполнителей не только практического освоения путём "проб и ошибок", но и теоретического осмысления на основе обобщения опыта, видения возникающих проблем и перспектив развития новых библиотечных технологий.
Библиотечно-библиографическая деятельность интегрирует различные виды деятельности, поэтому в структуре творческих способностей библиотечных специалистов находят место интеллектуальные, научные, аналитические, педагогические, театральные, художественные, литературные и иные виды способностей.
Так, для библиографирования и предметизации важны интеллектуально-логические способности: способности анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления и процессы, давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать систематизировать и классифицировать. Для библиографического поиска актуальны интеллектуально-эвристические способности: способность генерировать идеи, фантазировать, воображать; умение использовать аналогии, ассоциации, видеть противоречия и проблемы; применять знания и умения в новые ситуации; отказываться от навязчивой идеи, преодолевать инерцию мышления; независимость суждений, критичность мышления, способность к оценочным суждениям, самоанализу и рефлексии; сообразительность, оперативность памяти.
Для специалистов в сфере библиотечного маркетинга чрезвычайно важны коммуникативные способности: способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других; способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности; способность организовывать творческую деятельность; способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе творческой дискуссии; избегать конфликтов в процессе творческой деятельности, либо успешно их разрешать.
Творческие способности активнее формируются в процессе профессионализации, поэтому именно молодые библиотечные специалисты наиболее активны в формировании инновационных идей и реализации инновационного процесса. Молодёжи присуща социальная и профессиональная мобильность (быстрое освоение новых технологий, техники), ориентированность на новые, интересные результаты. У них отсутствует большинство стереотипов, присущих работникам со стажем, а в силу возрастных особенностей присутствует ярко выраженное стремление к новаторству, исследовательский интерес. Творческие стремления молодого специалиста основываются на желании реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, применить новые способы и виды деятельности, а иногда и на стремлении к риску, проверке предела своих возможностей.
В сокращении.
(Матвеева И. И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Библиотечное творчество как основа инновационной деятельности
// Библиотечное дело. - 2008. - № 22. - С. 12-13

Комментариев нет:

Отправить комментарий