«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

Библиотека — это не только место, где выдаются книги

Проводя индивидуальную беседу с читателями, оказывая им помощь в выборе книг, библиотекарь активно воздействует на формирование личности читателя, его взглядов, отношений. Он так же, как и педагог, воспитывает у них хороший вкус, учит отличать высокохудожественную литературу от низкопробной.
В зависимости от назначения библиотеки бывают массовые, научные и специальные.
В библиотеку читатели обращаются за советом, помощью в подборе необходимой для учебы или работы литературы. Поэтому библиотекарь должен хорошо ориентироваться как в художественной, научно-популярной, так и в специальной литературе. Он оценивает книгу или статью по степени ее трудности или популярности, выясняет основную тему художественного произведения и приходит к выводу о том, какой категории читателей данная книга может быть полезной и интересной.


Здесь библиотекарь выступает в роли критика и знатока социальных, психологических и возрастных особенностей читателя.
Особенно важна помощь библиотекаря для молодого читателя. В 15 — 18 лет идет формирование сознания, юноши и девушки постигают смысл бытия, выбирают свое место в жизни. А поскольку жизненного опыта у них еще маловато, они ищут ответы на свои вопросы в книгах, журналах, брошюрах. Именно чтение прежде всего, по выражению В. М. Шукшина, помогает им «выстраивать жизнь». Поэтому в их руки должны попасть профессиональную подготовку с инициативой, чувством социальной активности.
Библиотекарь должен уметь распределять и переключать свое внимание. Например, регистрируя выбранную книгу в формуляре одного читателя, он одновременно выслушивает просьбу следующего. И стало быть, переключается с одной тематики на другую. Таким образом, библиотекарь постоянно совершает мыслительную работу, которая практически не видна со стороны, но которая сопровождает почти все его профессиональные действия.
К памяти библиотекаря предъявляются повышенные требования. Основными орудиями труда для него являются формуляры книг и читателей, регистрационные тетради, различные карточки учета (лишь одних учетных форм насчитывается 26 наименований). Кроме того, за день библиотекарю приходится прочитывать или просматривать сотни названий книг, фамилий авторов и читателей. Очень помогает ему в работе ассоциативность памяти, так как ему приходится ассоциировать цифры с названиями отделов библиотечных фондов, фамилии авторов с наименованием книг и т. д.
Другая особенность памяти библиотекаря состоит в пространственном запоминании мест расположения книг, разделов, закладок в читательских формулярах и др. журналов и брошюр в соответствии с определенными документами: счета, накладные, акты.
Библиотекарю приходится много говорить. Так что если речь его недостаточно четкая, ему необходимо ее тренировать. Нагрузка на слуховые восприятия также значительная: произношение у некоторых читателей не всегда бывает ясным.
Деятельность библиотекаря состоит как бы из двух частей: работа с читателями и работа по «ту сторону абонемента» — библиографическая работа. Работа непосредственно с читателем включает в себя такие трудовые функции, как выдача книг, журналов, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Сюда же входит организация тематических литературных конференций, книжных выставок, связанных с юбилейными и памятными датами.
Библиографическая работа включает в себя следующие основные процессы: комплектование книжного фонда (здесь от квалификации библиотекаря, его опера¬тивности и исполнительности, знания интересов и запросов «своих» читателей зависит то, как будет укомплектован фонд библиотеки) ;
учет библиотечного фонда (прием книг, обработка книжных фондов и организация каталогов (на каждой книге проставля¬ется шифр и инвентарный номер, наклеивается кармашек для формуляра, который является своего рода паспортом книги, по которому видно, как она читается;
каталоги (тематические, алфавитные и проч.), которые составляет библиотекарь или библиограф, служат для читателей ключом, ориентиром в необозримом океане литературы);
расстановка и хранение библиотечного фонда (отнесение той или иной книги к определенному разделу в соответствии с принятой классификацией библиотечного фонда, соблюдение правил хранения книг, мелкий ремонт их — подклейка выпадающих или надорванных страниц, переплет и т. д.).
Библиотекарей готовят в библиотечных техникумах и на соответствующих факультетах институтов культуры. Однако следует заметить, что мы можем прежде, дабы удостовериться в правильности собственного выбора, поработать в своей школьной библиотеке.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий