«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

понедельник, 15 марта 2010 г.

Я очень давно Библиотекарь

Я очень давно Библиотекарь. И не стесняюсь написать это слово о себе самой с большой буквы. Даже не стопочка дипломов, грамот, благодарственных писем дают мне это право. Я просто чувствую всем своим существом, что это именно так.
В далеком уже 1981 году я совершенно случайно (теперь порой думаю: а случайно ли?) попала на работу в сельскую библиотеку. Осваивала все сама, имея под рукой лишь новенькую книжку "ББК". Это был период, когда библиотеки страны переходили с одной системы классификации фонда на другую. Поэтому я узнавала сразу обе, и это было очень увлекательно.


Деревенская библиотека – это центр сельской жизни. Год работы в ней дал мне очень многое: опыт общения с людьми, знание сельской специфики, умение делать все на свете…
Закончила Новгородское культпросветучилище заочно. Красный диплом позволил без труда поступить в институт и получить уже высшее образование.
И все эти годы я работаю с детьми.
Какая это чуткая и чудная аудитория! Как хорошо с ними разговаривать или даже молчать. Ведь есть такие тихони, что прошмыгнут среди стеллажей и притихнут, перебирая книжки на полках, листая их страницы, погружаясь в книжный мир так, что не сразу и услышат, если окликнешь. Как я люблю таких читателей!
Когда меня спрашивают: "Что тебе твоя работа? Ни карьеры не сделаешь, ни денег не заработаешь…", – мне грустно. Тот, кто задает такие вопросы, все равно не услышит моего ответа, а если и услышит – не поймет. А ответ у меня есть: я люблю детей и книги. И даже не знаю, что больше.
Книги можно читать для себя, для души. Но часто, читая что-то новое или просматривая уже прочитанное, вдруг подумаешь: эту книжку надо предложить пятикласснику Леше, а эту статью – девочкам из 7-а и т. д. и т. п. Сколько домашних книг уже перекочевали в школу. А как же иначе, комплектуемся-то с трудом, а старшеклассницам, например, прямо сегодня надо узнать, что там такого написал этот таинственный Коэльо про Алхимика…
Мои читатели помогают мне быть в курсе современных молодежных веяний. Ведь они так любят давать советы (почти как мы, взрослые), особенно, если их просишь об этом. "Читающие" помогают мне больше всех: я прямо говорю им, выдавая новые книжки, что не успела прочитать их еще и буду рада, если они мне подробненько расскажут, о чем книга, зачем, для кого – то есть свое мнение о ней. И дети ценят мое доверие, а я – их точку зрения.
Особый читатель – малыши. Первоклассники в первые же дни обходят всю школу экскурсией, им все показывают и обо всем рассказывают; заходят они и в библиотеку, и я говорю им о наших богатствах. Но ведь у них столько всяких впечатлений в начале их школьной жизни. Где же все упомнить! Поэтому самый ценный – это 1-й читатель из 1-х классов, который первым вспомнит о том, что в школе есть библиотека, вспомнит, где она находится и взберется через бурное море старшеньких, хохочущих и грохочущих на переменах, на наш 4-й этаж. Это – подвиг! И таких героев и героинь я всегда выделяю и помню. А за ними потянутся остальные, и уже к новому году все первоклашки становятся читателями. Проходит их адаптационный период в школе, и мы начинаем обычную работу: беседы, книжные праздники, библиотечные уроки…
Люблю пятиклашек, уникальные люди! Они могут читать все: сказки, фантастику, исторические романы, трагедии Шекспира, "Наглядную геометрию", "Одиссею" Гомера… Им интересно все. И важно сохранить, поддержать этот огонек, не дать угаснуть искре интереса, не потерять читателя.
Старшеклассники живут непростой жизнью. Они уже "все знают" сами и ценят скорость получения информации, ее объем и качество. Поэтому элективный курс "Основы информационной культуры" они восприняли с интересом и пониманием.
В нашей школе с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла ученики не имеют права "отделаться" коротеньким рефератом на заданную тему. Используем материалы книг, справочников, энциклопедий, Интернета, журнальные статьи, медиаресурсы, фонды других библиотек. Так настоящая исследовательская работа входит в жизнь учеников, и начинается она в нашей школьной библиотеке.
Школьная библиотека – уникальное место. Мало того, что здесь должна быть литература для учеников всех одиннадцати классов – и по всем программам, и по внеклассному чтению – здесь должно быть все самое новое, актуальное для полноценной работы учителей.
Приходят мамы, папы, бабушки, те, у кого болит душа о грамотности и воспитании своего чада. А заодно и для себя книжку попросят…
Кстати, возникает порой мысль: а не попробовать ли сделать библиотеку нашей школы социально-культурным центром микрорайона? Ведь во всем Западном районе города нет ни одной взрослой библиотеки. Но эта тема требует отдельного рассмотрения.
Я – счастливый человек. Утром я тороплюсь в школу, зная, что меня там уже ждут, что кому-то нужны мои знания, мой совет или участие, умение выслушать и помочь. Я верю в силу книжного слова; книга и учит, и лечит, и направляет. Так было, так есть и, я верю, так будет.

Алексеева С.М., заведующая библиотекой МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла"

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий