«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

пятница, 4 июня 2010 г.

Позиционирование и имидж-технологии в практической деятельности детского библиотекаря


Понятие имидж в библиотечной деятельности появилось относительно недавно. До этого данная дефиниция употреблялась в экономике, политике, психологии, журналистике и т.д. Обосновавшись в библиотечной сфере, категория «имидж» получила признание со стороны библиотекарей. Современный библиотекарь непосредственно заинтересован в создании положительного знакового заменителя базовых черт его личности, в формировании символическими средствами синтетического образа, конструируемого в процессе субъект – субъектного взаимодействия, призванного оказать в первую очередь на читателей психологически – эмоциональное влияние и побуждающего к определенному социальному поведению с целью популяризации.
Для успешного взаимодействия с пользователями библиотекарю необходимо самому или с помощью имиджмейкера подобрать основную линию поведения – имидж – стратегию и соответствующие ей имидж – технологии. Имидж – стратегии – это определенные линии руководства поведением субъекта для формирования комплексного имиджа. Фундаментом любой имиджевой стратегии являются имидж – коммуникации – разнообразные средства невербального и группового имиджа и формирование соответствующих впечатлений, в которых заинтересован носитель имиджа.

Ведущей имидж – коммуникацией библиотекаря в стратегическом оформлении имиджа является позиционирование. Известные маркетологи Э. Райс и Дж. Траут определили термин «позиционирование» как «инструмент, используя который вы будете услышаны в нашем сверх коммуникативном обществе. Принято считать, что концепция позиционирования родилась в 1972 г., когда в специализированном издании «Эпоха рекламы» нами была опубликована серия статей под общим заголовком «Эра позиционирования» (Райс Э., Траут Дж., 2001)».

На наш взгляд, имидж сотрудников библиотеки – это образ одного специалиста, в сознании которого происходит выбор определенной манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, который находит конкретное внешнее проявление через физический облик библиотекаря, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности), а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого библиотекаря. В соответствии с этим определением в составе имиджа библиотекаря целесообразно выделить следующие компоненты:

- внутренний – знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я – концепция;
- внешний – габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы;
- процессуальный – индивидуальный стиль деятельности, опосредованный в индивидуальном стиле общения и индивидуальном стиле руководства.

При рассмотрении практической деятельности библиотекаря, работающего с детьми и подростками, необходимо анализировать позиционирование в педаго0гическом контексте, при котором ведущая стратегия построения имиджа библиотекаря приобретает следующий смысл: библиотекарь, знакомясь с читателем – ребенком, помещает собственный образ в положительную информационную среду. Для того чтобы закрепиться в сознании читателей, библиотекарю необходимо позиционировать себя, т. е. как бы ретранслировать информацию из собственного понимания в понимание читателей. Необходимо помнить, что те черты, в которых заинтересован библиотекарь, не обязательно важны для читателей, что позиционирую себя, библиотекарь попадает в определенную упорядоченную систему ранее спозиционированных образов, утвердившуюся в сознании читателей.

В связи с этим разумно разграничить функциональные и психологические приоритеты библиотекаря. Функциональные приоритеты определяют полезность существования объекта: внешний облик сотрудника библиотеки являет собой пример безупречности и современности для ее посетителей, а внутренние качества учат последних человечности.

Главным законом позиционирования становится первостепенность позиции над просто характеристиками. На первый план для библиотекаря выходит мнение читателей. Эффективными способами сближения в рамках позиционирования имиджа библиотекаря является овладение им нормами этики, этикета на профессиональном уровне. В самооформлении библиотекаря, осознанно относящегося к своему имиджу, достаточно зримо присутствует педагогический такт, соблюдение меры, умение посмотреть на себя глазами читателей. Педагогический такт – это, прежде всего, умение вести себя пристойно, уважать коллег и читателей, проявлять чувство меры в поведении и поступках. С позиции служебного этикета между библиотекарем и читателем лежат три признака отношений: взаимное почитание, обоюдное доверие и взаимная передача разных сведений.

Позиционирование в рамках практических можно представить как серию их трех последовательных операций: трансформация, утрировка, перевод.

Трансформация – ограничение библиотекаря только определенными свойствами, которые интересны аудитории. Центральным в этом случае является мнение коллектива. Есть другая сторона трансформации – утрировка. Суть данного элемента чрезвычайно проста: характеристики, которые не являются сильными, планомерно исчезают. Третьим этапом является перевод. Для увеличения эффекта взаимодействия библиотекарь должен перевести круг выигрышных характеристик для передачи читателем по иным каналам коммуникации.

Отметим, что позиционирование, наряду с другими стратегиями – манипулированием, мифологизацией, относится к имиджевым стратегиям первого порядка, то есть к линиям руководства поведением субъекта для создания целостного имиджа, наиболее предпочтительным и результативным.

Конструирование имиджа в практической деятельности библиотекаря обусловлено алгоритмом теоретических действий, подкрепленных общей практикой. Данная направленность выявляется в семиотике – в науке о знаковых системах. Знак, как известно, символично суммирует форму и содержание. Согласно символической природе знака, его можно обнаружить в деятельности библиотекаря в виде определенных элементов: «строгий костюм», «канцелярские принадлежности», «искусство владения словом» и т. п. Появления знака в формирования имиджа библиотекаря детерминировало образование семиотических процессов, позднее получивших название «технологии». Имиджевые технологии по отношению к ведущей стратегии (в нашем случае позиционирование) построения имиджа детского библиотекаря выступают в виде тактических характеристик. Имидж – технологии не противоречат имиджевой стратегии индивида, а только раскрывают и дополняют ее.

В настоящее время применительно к политической сфере отмечены десять технологий создания имиджа (Г.Г. Почепцов), которые, на наш взгляд, могут быть успешно адаптированы к построению имиджа библиотекаря.

Дистинктивная технология предполагает выделение индивидуальных качеств библиотекаря на базе различных обобщений. Создавая свой образ, библиотекарь заполняет образовавшиеся вакуумы информации в сознании читателей сведениями о себе.

Личностная технология заключена в механизме продвижения библиотекаря из сферы незнакомого в сферу известного читателям человека. Акцентирование внимания читателей на личностных, позитивных характеристиках делает библиотекаря человеком, которому можно доверять. При таком положении вещей библиотекарь по отношению к ребятам переходит из позиции «чужой» в позицию «свой».

Лидерская технология отмечает набор качеств библиотекаря, воспринимаемых школьником как педагогически авторитетными. В число ведущих характеристик входят: образованность, любовь к детям, коммуникабельность, доброта, профессионализм, справедливость, заинтересованность, любовь к профессии, гуманность.

Образцовая технология обращена к стремлению библиотекаря соединить образы нынешнего специалиста и авторитетного библиотекаря прошлого при помощи символизации.

Артистическая технология показывает тип поведения библиотекаря, близкий к актерскому искусству. Замечено, что при проведении массовых мероприятий от библиотекаря читатели ждут не только однотипных реакций (заинтересовать, покорить, изумить, увлечь), но и полной артистической отдачи аудитории.

Визуальная технология охватывает несколько каналов коммуникации, по которым передается заданная информация.

Параллельная технология находит свое применение в символизации библиотечной атрибутики, реализуемой на всевозможных советах, совещаниях. Это объясняется, прежде всего, желанием библиотекаря иметь безупречный средовой имидж, когда окружающее пространство библиотекаря целенаправленно насыщается знаковой символикой.

Коммуникационная технология внедряет символизацию в работу библиотекаря. Эта тактика предугадывания будущих действий. На общем уровне – разработка программ; на частном – проведение ролевых игр.

Защитная технология помогает библиотекарю бороться с неблагоприятной косвенной имиджформирующей информацией.

Габаритная технология исследует функционирование группы независимых друг от друга каналов передачи сведений, доступных каждому библиотекарю. К таким каналам относятся визуальный, слуховой, вербальный, невербальный, паравербальный, и т. д.

Таким образом, использование имиджевой стратегии – позиционирование и имидж – технологии в практической деятельности библиотекаря следует признать закономерным.

Литература

1. Калюжный, А.А. Имидж педагога как социально-психологический феномен [Текст] / А.А. Калюжный // PR в образовании. - 2006. - №4. - С. 54-64.
2. Казаченко, И.П. Позиционирование и имидж-технологии в практической деятельности учителя [Текст] / И.П. Казаченко // PR в образовании. - 2006. - №3. - С. 79-84.
3. Морозова, Е.А. Особенности формирования позитивного имиджа педагога [Текст] / Е.А. Морозова // PR в образовании. - 2006. - №4. - С. 31-36.

Ермакова Е.Н. (Россия) 

2 комментария:

  1. Библиотекарь всё-таки не только педагог. Список литературы касается педагогов. Профессия влияет на имидж.Марина Дронова,библиотекарь,21г. стаж.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна с Вами, Марина. Имидж человека, который трудится в пространстве библиотеки, отличается от имиджа педагога. Необходимо более конкретное изучение данного вопроса. Педагог - психолог Раимова Людмила Александровна

    ОтветитьУдалить