«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

вторник, 29 июня 2010 г.

Библиотекарь - архитектор информации

Романов П.С.

В начале XXI в. рамки профессии библиотекаря расширяются в соответствии с теми изменениями, которые происходят в социально-экономической среде современного общества. Любопытно познакомиться с мнениями по этому поводу зарубежных коллег - теоретиков и практиков библиотековедения Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Канады. Прекрасную возможность для этого российскому читателю дает электронная база диссертаций компании UMIProQuest. Она насчитывает порядка 1 млн. 200 тыс. работ, в том числе свыше 120 тыс. полнотекстовых вариантов. Достаточно полно в этой базе представлены диссертационные работы представителей североамериканской школы библиотековедения. Адрес поисковой страницы для открытого доступа на сервере UMI: http://wwwlib.umi.com/dissertations/search.
Какие же процессы в библиотечном образовании, в подготовке библиотечных кадров, в восприятии библиотечными работниками современных информационных тенденций в обществе видят библиотековеды?

Исследователь из США И. Браун-Вудсон в своей работе "Diffusion of computing innovation in a corporate environment" (2002) рассматривает компьютер, уже прочно вошедший в нашу жизнь как техническую инновацию, посредством которой меняются возможности общества в получении необходимой информации. И эта возможность осуществляется при помощи, главным образом, библиотекаря, в то время как профессиональные программисты занимаются несколько иной деятельностью, нежели помощь пользователям в получении такой информации через библиотечные каналы. Еще более определенно высказывается по поводу возрастания роли профессионального библиотекаря в условиях технических инноваций исследователь из Канады - К.Э. Уилкинс: "The changing library environment" (1995). Главной целью ее исследования стала оценка изменения роли библиотекаря под влиянием изменений в обществе. Она рассматривает результат внешнего влияния на содержание работы библиотекаря, изменение роли библиотекаря в современных условиях, изменение функций библиотеки, технологии всей библиотечной деятельности. Методология данного исследования базируется на теории Делфи, которая использует мнения экспертов в описании возможных тенденций развития библиотечного дела. Участники данного исследования были выбраны из числа авторов научных трудов, практиков библиотечной работы, директоров университетских библиотек и директоров специализированных библиотек на факультетах в учебных заведениях. Их набралось в общей сложенности 32 человека. Весь процесс исследования был разбит на три фазы. На первоначальном этапе Уилкинс составила специальный опросный лист, содержащий вопросы по указанной теме. На следующем этапе работы этот вопросник был разослан через Интернет участникам эксперимента. Обработав полученные ответы, автор получил данные, касающиеся структуры внешних изменений и влияние этих изменений на роль библиотекаря в современной библиотеке. На основе полученных данных уже можно строить какие-то предположения относительно тенденций в современном библиотечном деле. На заключительной стадии эксперимента в соответствии с принципами метода Делфи была осуществлена обратная связь. Результаты исследования подтвердили бытовавшее до этого в среде профессиональных библиотекарей мнение об изменении роли современного библиотекаря. Более того, было высказано мнение о том, что по-прежнему ускоренными темпами будет развиваться научно-технический прогресс, возрастет уровень запросов пользователей библиотек. Опрашиваемые единодушно предсказали появление распределенной виртуальной библиотеки, которой будут управлять некие глобальные институты менеджмента, обеспечивая доступ к ней всего сообщества пользователей. И полученные в ходе исследования данные, и литературные источники - все единодушны в одном: в ближайшем будущем роль библиотекаря, несомненно, возрастет, станет масштабней, одной из основных функций библиотекаря станет его участие в приеме, применении и оценке информации. Библиотекарь превратится в консультанта пользователя. Он будет принимать большее участие в оказании информационных услуг, занимая положение "архитектора информации".

Точку зрения Уилкинс на происходящие процессы в библиотеках разделяют и некоторые исследователя из США. Например, Т. Сандху ("Beyond American memory: technologies of library and office automation and their impact on multimedia computing for public education in the United States", 2001) и Э. Ли ("Librarians' learning in the workplace", 2001). Последний из перечисленных авторов прямо заявляет о том, что наиболее важным фактором выживания в условиях бурной технологической революции для библиотекаря становится постоянная учеба, постоянное стремление библиотечного работника к повышению своей квалификации. Эта важная мысль получила свое дальнейшее развитие в работах других авторов. Ученый из Канады Д. К. Чан целью своей работы "Maintaining professional competence: impact of organizational and individual factors on the updating activities of public reference librarians" (2002) избрала анализ влияния личных качеств библиотекаря и организационных факторов на процесс повышения профессиональной компетентности библиотекаря в условиях продолжающегося бурного развития науки и техники и, главным образом, внедрения в нашу повседневную жизнь компьютерной техники. Она касается некоторых факторов, которые влияют на профессиональный уровень библиотекаря, способность профессионалов к обучению. Концептуальной основой данной работы являются научные теории организационного поведения, психологии, геронтологии, образования и информации. Автором рассмотрены такие личностные факторы, как мотивация, разочарование в профессии, восприимчивость к погодным условиям, поддержка руководства. Участниками эксперимента стали 297 библиотекарей из общественных и академических библиотек в Онтарио, отвечавшие на вопросы специально подготовленной анкеты. Анализ полученных данных позволил выявить некоторые тенденции. Например, одним из существенных обстоятельств, побуждавшим к активной профессиональной деятельности опрашиваемые назвали поддержку своих руководителей. Немаловажным обстоятельством было названо также вручение наград за те или иные виды деятельности.

Аналогичное исследование провела ученый-библиотековед из США Б. Бэрд ("Work values of librarians in academic libraries: exploring the relationship between values, job satisfaction, commitment and intent to leave", 2002). В этой работе ею были рассмотрены вопросы определения ценностных ориентиров библиотечных работников в академических библиотеках. Анализ деятельности отдельного работника позволил выявить четыре ценностных ориентира для библиотекаря, в том числе межличностные отношения, возможности для профессионального роста, профессионализм и уровень образованности. Анализ организационных факторов выявил следующий ряд ориентиров: это иерархическая лестница, автономия, межличностные отношения и уровень профессиональной подготовки. В ходе эксперимента были рассмотрены такие личностные факторы библиотекаря, как удовлетворенность своей работой, намерение свернуть свою профессиональную деятельность и даже покинуть свою работу. Анализ также показал, что индивидуальные факторы не оказывают существенного влияния на удовлетворенность своей работой, желание свернуть профессиональную деятельность или даже уволиться.

Очень интересную работу по данной тематике представила канадский специалист по библиотековедению Д. Карсон, опубликовав в 2002 г. свою диссертацию на тему "The professional labour process in the academic library: a political economic analysis". Исследования проводились ею в академических библиотеках Канады, причем ею было подчеркнуто, что библиотека - государственное учреждение культуры. Карсон в своем исследовании применяет как качественные, так и количественные методы. Выводы, сделанные в этой работе, во многом перекликаются с мнением предыдущих исследователей.

В большинстве библиотек в рамках всеобъемлющей структуры будут уживаться различные типы организационных форм. Библиотекарям следует задуматься о проблеме подготовки кадров и переподготовки кадров. Встают вопросы увеличения заработной платы библиотекарям, вопрос непрерывности обучения всех работников библиотек, где они смогли бы знакомиться с новшествами, входящими в жизнь компьютеризированных библиотек.

Проблемы, волнующие зарубежных библиотекарей, во многом перекликаются с проблемами, которые приходится решать и отечественным специалистам. Поэтому отечественным практикам и теоретикам библиотечного дела будет небезынтересно познакомиться с мнением своих зарубежных коллег.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий