«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

вторник, 29 июня 2010 г.

Кто владеет информацией, тот владеет миром

О профессии "библиотекарь"
6 лет назад, когда только пришла работать в родную библиотеку, методический отдел дал задание написать беседу о профессии Библиотекарь. Так мое творение никуда и не сгодилось... все как-то забылось. А сегодня обнаружила файл и решила поделиться. Такая ностальгия пробрала...

Давайте хоть на миг представим, что библиотеки в нашей жизни нет. Нет тётенек, снующих между пыльными полками взад-вперед, нет ящиков с формулярами, отсутствую книги на полках, в общем-то, как и сами полки. Как в этом случае будет складываться наша жизнь? Я думаю, что такую ситуацию сложно представить.
Книга – это огромное богатство, имеющее колоссальное значение для развития культуры человека. Книги формируют идеалы, мировоззрение, нравственные представления, воспитывают человека. Они развивают художественный вкус, раскрывают перед людьми историю и дарят веру в будущее. Профессия библиотекаря призвана открыть людям дорогу в мир книг, в мир знаний и человеческого опыта.

Библиотеки как общественные хранилища памятников письменности возникли еще в глубокой древности. В древнем Египте библиотеки существовали при храмах. Из античных библиотек наибольшую известность получила Александрийская библиотека, которая насчитывала до 800 тысяч рукописных свитков. В Западной Европе в период средневековья библиотеки существовали обычно при крупных монастырях и храмах. Число библиотек (личных и при университетах) увеличилось с изобретением книгопечатания. Благодаря этому с XVII века появляются библиотеки, открытые для всех желающих. Однако широкое распространение массовые библиотеки получили только во второй половине 19 века.
Современный мир находится в ситуации непрерывного изменения. На фоне этих процессов библиотека как социальный институт становится одним из основных источников доступа к информационным ресурсам. Одним из главных внутренних ресурсов необходимых для стратегического развития библиотеки, является персонал. Очень важно, чтобы это был коллектив единомышленников, состоящий из творческих людей и высококлассных специалистов.
Библиотекарь - это не только специалист своего дела, но и эрудированный человек, обязанный быть в курсе всех событий, происходящих и в стране, и за рубежом, знакомый с историей, экономикой. Поэтому очень важно, чтобы в библиотеках работали неравнодушные, заинтересованные люди, способные оказать конкретную помощь, дать дельный совет.
Библиотечная профессия в нашей стране развивалась своим путем. 27 мая 1795 года в России открылась первая публичная библиотека - Императорская. Многие великие библиотекари не называли себя профессионалами, но их вклад в развитие библиотечной практики был вполне сопоставимым с достижениями или занятиями «в свободное от работы в библиотеке время». Несмотря на многолетний и непрерывный стаж библиотечной работы, Иван Андреевич Крылов остался баснописцем, Владимир Васильевич Стасов – выдающимся искусствоведом и критиком. В 20 веке в библиотеках России работали сотни профессионалов, имена которых мы вспоминаем сегодня, отдавая дань не только знаниям и опыту, но и удивительному чувству преданности библиотечному делу.
Библиотека способна оказать мощное позитивное воздействие на формирование нравственной, образованной, интеллектуальной и чуткой эстетической личности, и библиотекарь в этом процессе играет немаловажную роль. Поэтому уровень культуры поведения, общение, речь, внешний облик определяет качество и эффективность его профессиональной деятельности.
Библиотекари – это, прежде всего обычные люди, которые ходят в магазины и в гости, воспитывают детей, радуются и грустят. И в то же время они совсем необычные: они интеллектуалы и трудоголики, фанатики и педанты, творцы и исполнители собственных идей одновременно. Они – рядовые великой армии просветителей. Библиотечная профессия часто питается верой в то, что общество не допустит, чтобы самое ценное наследие, которым оно обладает, не являлось предметом заботы и гибло.
Сегодня на первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.
Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно. Возникает следующая проблема – владение иностранным языком. Если этого нет, то многие интересные сайты международных библиотечных организаций в Интернете недоступны вам, так как они англоязычные. Мы видим, современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать современные библиотекари, и очень трудно удержаться на этом уровне.
Для библиотечных специалистов, занятых обслуживанием и справочно-библиографической работой, характерны сосредоточенность, умение отбирать необходимую информацию и способность быстро принимать правильные решения при дефиците времени и недостаточности информации, сохранение деловой активности в условиях неравномерного поступления запросов разной степени сложности, эмоциональная активность и др.
Наше время – время информационной революции. Мы живем в условиях прогрессирующего увеличения объемов производимой и потребляемой информации. Как уверяют ученые, за последние тридцать лет ее произведено больше, чем за предыдущие пять тысячелетий. Стремительное развитие в глобальном масштабе информационных и телекоммуникационных технологий выводит равный и свободный доступ всех граждан к информации в базовые принципы дальнейшего развития любого современного общества.
Библиотекарям надо всемерно стремиться к упрочению статуса библиотек в обществе, как учреждений информационных, просветительских и досуговых и помнить, что их работа необходима и востребована современным пользователем.
Увы, но сегодня библиотечная профессия мало привлекательна, и библиотечное дело становится вторым, третьим выбором студента. Библиотечно-информационное обслуживание привлекает не самых лучших студентов, а тех, для кого обучение библиотечно-информационному делу является последним шансом получить высшее образование.
Нужно повысить уровень библиотечного образования, максимально приблизить учебные программы к реалиям современной жизни. Бытующие суждение, что профильное образование иметь вовсе необязательно, снижают престиж профессии. Ни одна организация не может обходиться без связей с общественностью: подобные отношения – составляющая организационной деятельности, известно как «паблик рилейшнз». Развивать отношения требуется для усиления хорошего и исправления плохого впечатления, возникающего в процессе установления отношений.
На общественный имидж библиотекаря влияет ряд внешних и внутренних факторов. Внешние факторы определяются, прежде всего, социальными взаимоотношениями различных групп профессий. Внешние факторы, влияющие на имидж библиотекаря: женский имидж, образование, незаметность библиотечной профессии, социальная ответственность, качество обслуживания и так далее. Внутренние факторы: профессиональные качества – знания, умения, навыки, психологические качества. Большинство зарубежных исследований сходится на том, что художественная литература является основным источником распространения «обидных» стереотипов, касающихся библиотечной профессии.
Большинство людей просто не осознает социальной ответственности библиотек. С одной стороны, библиотека является информационным учреждением, атрибутом любой социальной системы. С другой – библиотека не просто учреждение информации, но и социокультурный институт, основная задача которого – обеспечивать преемственность в развитии культурной традиции. Существенной характеристикой деятельности библиотек принято считать ее направленность вовне, в социальную сферу, для удовлетворения потребностей общества. Именно поэтому библиотека понимается как социальный институт наряду с такими как: право, религия, семья, образование, поскольку, прежде всего, она устанавливает нормы интеллектуальной и профессиональной деятельности. Таким образом, библиотека как социальный институт не только обеспечивает потребности общества, но и оказывает определенное воздействие на поддержание его целостности и стабильности. Сохранение библиотеки как обязательного атрибута цивилизации становится важным фактором обеспечения целостности общества в условиях его постоянного изменения.
Традиционно образ библиотекаря ассоциируется с тишиной и спокойствием, мирно и незаметно протекающим среди книг временем. Такая жизнь сформировала определенный образ. Прекрасный образ в наших собственных глазах! Но как показывают примеры из художественной литературы – весьма неадекватный в глазах писателей, журналистов, то есть тех, кто озвучивает и одновременно предопределяет общественное мнение.
На самом же деле современная библиотека живет в духе динамичных и требовательных веяний нового тысячелетия. С целью определения еще не занятых ниш деятельности и оценки своей работы библиотекари проводят социологические и маркетинговые исследования. Для привлечения внебюджетных средств, формирования книжного фонда и развития библиотеки должны уметь обосновывать получение грантов, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. «Главный по книгам» организовывает тематические литературные конференции, книжные выставки, комплектует и учитывает книжный фонд.
"Книжные хранители" делают еще и множество других процессов и операций, связанных с документальным фондом библиотеки, ее информационно-поисковыми системами. А многофункциональность библиотечной деятельности ведет к многообразию библиотечных специальностей (библиотечные менеджеры, методисты, библиографы, каталогизаторы, сотрудники отделов обслуживания и т.д.). Круг «клиентов» библиотеки широк и разнообразен: одним требуются издания для профессионального роста, другим — учебная литература, третьим — что-то для души. И каждому нужно помочь в поиске и выборе. А для этого необходимо иметь навыки библиографического поиска, знать содержание и художественной, и научно-популярной, и специальной литературы. Важно быть не только эрудированным (много читать!), но и уметь быстро (за несколько минут) просмотреть и оценить книгу, дать квалифицированный совет читателю, оказать помощь в выборе литературы. Поэтому основные профессиональные качества библиотекаря — начитанность, общительность, такт, эмоциональная выдержка и хорошая память.

У меня растут года,
Скоро мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

Сложно ли стать библиотекарем? По большому счету, для этого необходимы лишь желание и широкий кругозор. Учитывая нехватку «влюбленных» в свое дело специалистов, многие библиотеки с распростертыми объятиями принимают в штат выпускников школ. Правда, сразу предупреждают, что без высшего образования в этой сфере карьерных перспектив не достичь.
Впрочем, получение вузовского диплома нельзя считать завершающим этапом образовательного процесса. Хороший библиотекарь учится всю жизнь, но уже самостоятельно. Сегодня никого из профессионалов крупных библиотек не удивят понятия «концепция развития отрасли», «стратегический план развития библиотеки», «электронные сети», «маркетинговые цели», «менеджмент», «Интернет - технологии» и т.п. Все эти направления разрабатываются и внедряются сотрудниками библиотек, и это требует от специалистов новых знаний и умений.
К сожалению, работа библиотекаря, как и многие другие из сферы культуры, оплачивается, мягко говоря, не очень высоко.
Невысокие зарплаты, впрочем, компенсируются разного рода приятными положительными моментами. Удовлетворение от того, что помогаешь людям разобраться в море информации. Библиотекарь — словно хозяин Медной горы, владея тайнами великого изобретения человечества под названием «книга», щедро делится с читателями. Кроме того, сам имеет возможность постоянно учиться, узнавать что-то новое. Еще один плюс — возможность прямого доступа к редким изданиям, которые человеку «с улицы» доступны разве что в музее. Помимо прочего, трудятся библиотекари чаще всего в тепле и уюте, имея возможность уйти в отпуск в жаркие летние месяцы, когда падает посещаемость читальных залов (спадает накал обучения в школах и институтах)
Впрочем, несмотря на трудности, подавляющее большинство библиотекарей – фанаты своего дела. Они готовы забыть все сложности профессии ради возможности дарить своим читателям радость общения с книгами. А это, как известно, лучший подарок. В ответ духовные попечители получают искреннюю благодарность, неподдельный восторг восхищенных глаз и счастливые улыбки. И именно это вознаграждение они считают самым адекватным своим трудозатратам.
Библиотекарь должен обладать не только высокими профессиональными знаниями, но быть одновременно эрудированным человеком, способным ответить на любые вопросы читателей. Этого можно добиться только в результате постоянной работы над собой, творческим отношением к работе. Только такой библиотекарь может заслужить у своих читателей уважение и доверие.
Библиотечная работа требует систематической учебы, самоотверженности, постоянного поиска новых, интересных форм работы.
Престиж профессии - это показатель измерения обществом социальной ценности и значимости труда профессионалов. Бытует мнение, что профильное образование иметь вовсе необязательно, оно снижает престиж профессии. Как истинный подвижник культуры, библиотекарь должен иметь нравственную мотивацию поступков, и его отношение к людям должно быть проявлением высшей гуманности. Только после этого можно вести речь о профессиональных качествах специалиста, которые являют собой сложный комплекс знаний, умений, навыков, а также об общей культуре поведения.
Профессиональные качества. В системе профессиональных качеств выделяется три подсистемы:
Знания. В знаниях библиотекаря можно выделить три основных раздела:
1) общенаучное знание и специальное;
2) знание смежных областей деятельности и научных дисциплин;
3) знание библиотековедения и библиографии.
Умения. Под умениями понимаются выработанные способности успешно применять полученные знания в практической деятельности. Таким образом, каждый библиотекарь и библиограф должен уметь:
- составлять и читать библиографические записи;
- пользоваться библиографическими справочными изданиями;
- использовать каталоги и картотеки;
- вести организационно-техническую и научно-организационную работу;
- систематизировать и предметизовать документы;
- взаимодействовать с ЭВМ в поиске информации;
- вести поиск по источникам.
Этот базовый блок умений дополняется блоком, связанным с вопросами обслуживания потребителей, а в конечном итоге с вопросами общения. В библиотечной деятельности необходимо уметь:
- выступать публично;
- оформлять и выдавать ответ потребителю;
- общаться с читателем.
При этом если первым блоком умений владеет большинство библиотекарей, то сказать подобное о втором, к сожалению нельзя.
Навыки. Это доведенные до автоматизма двигательные, умственные, речевые действия, выполняемые без особого контроля со стороны сознания. Не существует каких-либо чисто библиотечных навыков. Речь идет о навыках умственного труда. В первую очередь библиотечный специалист должен владеть навыками скорочтения и скорописания.
Профессиональными являются навыки быстрой ориентации в библиографических и справочных изданиях, в каталогах и картотеках. Если в выборе оптимального пути выполнения справки, составлении библиографического пособия проявляются профессиональные умения, то в успешной работе с конкретными источниками – выбранные навыки.
Итак, о библиотекаре можно сказать много – и хорошего и критического. Последнее определяется тем, как общество относится к этой профессии, и условиями, в которых она сформировалась и продолжает формироваться. Только личности могут что-то изменить в этом мире, в том числе и библиотечном. Только личности смогут доказать власти необходимость и важность работы современных библиотекарей, отстаивать их интересы на государственном уровне, поднять его на международную высоту. Главное – не опускать планку.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий