«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

среда, 2 июня 2010 г.

"На достигнутом останавливаться не хочу..."

 
«Идти вперёд - значит потерять душевный покой,                
  остаться на месте – значит потерять себя»
                                Сьерен Кьеркегор
Добрый день, уважаемые коллеги.
Во-первых, хочу поблагодарить вас за организацию  конкурса «Открытая библиотека»: опыт накопился большой – им хочется поделиться.
 Во-вторых, именно ваш коллектив стал вдохновителем внедрения информационных компьютерных технологий в мою библиотечную деятельность.
А именно,   с  Хабаровской краевой научно-практической конференции  «Проблемы функционирования школьных библиотек в условиях модернизации образования», кажется, это был  2005-2006 учебный год. Хотя тогда речь о компьютерных презентациях, как форме массовой работы библиотеки  не  шла, но я на  этой  конференции сумела увидеть больше.
  За этот период сделано немало, и мой  опыт интересен тем: как “инициатива снизу”, опирающаяся на новые возможности, может проявить себя.  На моём примере  можно увидеть, чего можно добиться при большом желании, не имея каких – то  специальных условий и средств.

  Использование информационных компьютерных технологий: Интернет, новые творческие проекты, медиаресурсы – позволяет мне  идти в ногу со временем, предоставляет возможность органично вписаться в современное информационное пространство. Наряду с традиционными носителями информации - книгой, я успешно использую медиаресурсы, созданные собственноручно. Без ложной скромности скажу, что инициатором этой работы была я.
  И теперь в нашей школе традиционными стали уроки, беседы, обзоры с использованием цифровых образовательных ресурсов: создание презентаций, слайд уроков, фотовыставок, прослушивание аудиокниг, создание буклетов, электронных книг.
Другой массовой формой деятельности библиотеки являются электронные презентации, виртуальные экскурсии, слайд уроки. Их  я создаю не только сама, но и  вместе со своими помощниками энтузиастами, ребятами 4, 7-8, 11  классов.
  Хочу отметить, что все презентации, созданные нами, не лежат мёртвым грузом на полке,   все используются  по полной программе: в помощь классным руководителям, учителям предметникам, администрации, библиотекарю. Вот некоторые из них:
•«Им нужна наша помощь»/ в рамках акции «Помоги зимующей птице» -
1- 6 классы;
• «Уважайте светофор!» - демонстрировалась в пришкольном лагере  всем школьным отрядам и классам начальной школы.
• «Держи ухо востро!» - презентация проведена в пришкольном лагере для всех  отрядов;
• «Малые народы края» - на уроках географии  для 6-8 классов;
•«Путешествие по Италии». /Виртуальная экскурсия -8 класс;
•«Любимые уголки города» /Виртуальная экскурсия -2-4 классы;
•«Семь чудес Хабаровского края» Слайд- урок - 4-8 классы;
• «Первоцветы Хабаровского края»/Слайд-урок – 4-6 классы;
•«Заповедник Комсомольский» -8 -9 классов;
•«Земляки-герои» - для 10 класса;
•«Школьные годы чудесные!..» ветеранам педагогического труда
  Иногда  презентация выступает просто как видеоряд. Самым ярким примером тому служит Урок  Памяти при зажженных  свечах, посвящённый Дню защитника Отечества, под названием «Земляки- Герои». Этот урок готовили с классным руководителем и учениками 10 класса: краткая биография Героя, стихотворения, которые читают дети, песни военных лет,  свечи, чтобы в память о каждом зажечь огонь. Мероприятие  получилось по - настоящему тёплым, патриотическим, душевным.
 Как я уже отмечала выше, презентации я создаю с учениками.
 Чтобы получился интересный, информационный, яркий результат, необходимо просмотреть много литературы, почитать, изучить её. Это заставляет ребят обращаться к книге, что в свою очередь помогает им ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, энциклопедиях, внимательно читать книгу, структурировать материал, отбирать важное. Поэтому нельзя сказать, что увлечение информационно- компьютерными  технологиями отвлекает  от чтения, наоборот, помогает по-новому взглянуть на тему, проблему,  учит  основам   исследовательской деятельности, учит творчески подходить к работе.
Свою  деятельность по внедрению современных  форм работы в практику работы школьной библиотеки мне пришлось активно позиционировать в городе, делиться опытом  на городских семинарах и школьных педсоветах:
 2009 год – «Информационные компьютерные технологии в работе школьной библиотеки. Мой край.» - Городская ярмарка ИКТ технологий школьных библиотекарей г. Комсомольска-на -Амуре.
2008 – «Библиотека – информационно- познавательный и культурный центр школы». - День открытых дверей в школе.
2007 – «Использование информационных компьютерных технологий в работе школьной библиотеки».- Педагогический совет МОУ СОШ № 26.
2007 год - Городской семинар по ИСО «ИКТ в работе школьной библиотеки» -  ММЦ  г. Комсомольск-на - Амуре.
2006 год - «Современные формы массовой  работы школьной библиотеки» -  гимназия № 45 г. Комсомольск-на - Амуре.
2006 год - «Внеклассная работа библиотеки: компьютерные технологии в работе школьной библиотеки» - родительская конференция  МОУ СОШ № 26
г. Комсомольск-на-Амуре
 2005-2006 год «Использование Программы Power Point в работе школьной библиотеки» - многочисленные  индивидуальные и групповые  консультации по созданию презентаций для библиотекарей  школ города в ММЦ.
Тема «Информационные компьютерные технологии в работе школьной библиотеки» стала предметом обсуждения  на Дне открытых дверей в школе для родителей и   получила положительную оценку.
   С поступлением аудиокниг в фонд библиотеки, я нашла время и сочла возможным для группы продленного дня устраивать 2 раза в неделю громкие чтения «Знакомьтесь, аудиокнига!»
Такие   мероприятия, во - первых,  не энергозатратны;
Во-вторых, ребята привыкают к библиотеке и библиотекарю  с 1 класса,  у них появляется   интерес  к книге, у некоторых - желание  быстрее научиться читать;
В-третьих,  дают положительную динамику роста статистических данных библиотеки: увеличение числа посещений, книговыдачи.
  В 2009-2010 учебном году  мы  с учащимися школы (Лимонов Роман, 8 А класс и Шулекин Александр, 7 А класс)  принимали  участие в городских экологических мероприятиях, где  были отмечены:  Дипломом 3 степени на городской научно-практической конференции, посвящённой 200-летию графа Н.Н.  Муравьёва- Амурского,  Дипломом 1 степени на городской  выставке- конкурсе – детского творчества  «Тигриный марафон». Номинация «Рассказ. Сказка». (Презентации прилагаются)
  Об акции «Хозяин тайги дальневосточной» в рамках городского конкурса творческих работ « Тигриный марафон» хочется рассказать особо.
В январе – феврале 2010 года в школе был объявлен конкурс на тему «Хозяин тайги дальневосточной» среди учащихся 1-7 классов по номинациям:
1.Поделки
2.Рисунки.
3.Презентации. Буклеты. Постеры.
4.Литературная: Сказка. Рассказ.
Ребята быстро откликнулись: рисовали, лепили, клеили,  знакомились  с  литературой, выходили в Интернет, изучали новые  для них компьютерные программы.  В результате, их работы были представлены на книжной выставке в библиотеке «Хозяин тайги», где к тому же был объявлен Приз зрительских симпатий. Всё это  ещё больше подстегнуло интерес к данной теме у ребят. Они активно посещали выставку, рассматривали  работы, голосовали.  Без внимания не осталась ни одна работа.  Мы все вместе получили всплеск положительных эмоций, повышение мотивации  к знаниям, познакомились с новой литературой.  Ученики 2 А и 4 А классов научились  работать в программе  Publish  - печатать буклеты,  а шестиклассники - в программе  Power Point, создавать презентации.
  В 2009-2010  учебном году при библиотеке создана  группа ребят, которые отслеживают все школьные события и подают информацию о них на школьный сайт. Эту работу курирую тоже я, поскольку нахожусь в курсе всех школьных дел.
Хочу сказать, что  применение информационно- компьютерных технологий не облегчило мою участь.
  Создание электронного каталога, творческие проекты с детьми, ведение документации, информация на сайт школы, конкурсы – всё это только утраивает мою нагрузку.  Ведь традиционную работу с книжным фондом, выставками, учебниками,  читателями никто не отменял.
Но, активно внедряя новые формы библиотечной деятельности, я всё-таки получила некоторые бонусы:  меня поддерживает администрация,  мой рабочий компьютер подключили к Интернету, у читателей проявился устойчивый интерес к библиотеке, ко мне,  ну и, конечно, моральное удовлетворение.
Тем не менее, на достигнутом  останавливаться не хочу.
Такая позиция  будит мою творческую мысль, делает жизнь ярче, насыщенней и интересней, вносит, свежую струю в традиционные, устоявшиеся  формы библиотечной деятельности, делает мою работу актуальной.


                                            С уважением, Ольга Викторовна Казак.
                                                         17 мая 2010 года.

1 комментарий:

  1. Использование информационных компьютерных технологий это здорово!
    Во-первых, помогает идти в ногу со временем.
    Во-вторых, Все новое с интересом воспринимается учащимися. Например, они с удовольствием участвуют в создании презентаций, слайд уроков и т.д. Самое главное, чтобы они постоянно обращались к книге, могли свободноь ориентироваться в книжном мире, узнавать что-то новое, интересное. И тогда книги будут для них настоящим источником знаний, и интнрес к ним никогда не угаснет. А это в нашей работе самое главное.
    А библиотекарь, который не хочет останавливаться на достигнутом - настоящий библиотекарь!

    ОтветитьУдалить