есть БИБЛИОТЕКА»
Е. Гениева
Татьяна Рыженко, я, Вера Короповская, Ирина Коткина
Любите ли вы библиотеку? Любите ли вы её так, как люблю её я? Эта фраза рефреном постоянно звучит в моей душе.
Сколько себя помню – всегда любила читать. В детстве читала запоем: дома и в школе, днём и ночью, сидя и лёжа, в общем, в любом месте, в любое время суток и в любом положении. А, когда мама вечером выключала свет, я читала с фонариком под одеялом или закрывалась с книгой в ванной, листая страницы до тех пор, пока меня не обнаруживали и не отправляли в постель.
А как я любила БИБЛИОТЕКУ! Любую: школьную, районную, городскую. Там я проводила много времени, усевшись между стеллажами и просто просматривая и перебирая книги. Меня зачаровывала тишина библиотечных залов, и вызывали восторг стройные ряды стеллажей. Мне нравился запах библиотеки, создаваемый книгами; её атмосфера, отличная от всех других помещений; шёпот или тихий говорок, царившие в ней. Мне нравились посетители библиотеки (увлечённые чтением и любящие книги), с которыми я ощущала душевное родство; нравились библиотекари сидящие за кафедрой и говорящие тихими голосами. Какое богатство было вокруг них! Именно тогда я захотела стать одной из них: чтобы иметь возможность владеть библиотечным богатством, наслаждаться библиотечной атмосферой и общаться с любящими книги и чтение людьми.
Извилиста была дорога к библиотечной кафедре… Прошли годы, я получила совсем другую специальность, сменила несколько профессий, не находя в них интереса и втайне мечтая о библиотеке. И я, всё-таки, стала библиотекарем, той самой «тётенькой за библиотечной кафедрой», несмотря на все жизненные перипетии. Окончила институт культуры, получив вторую (любимую) специальность – библиотекарь.
И вот уже 22 года я работаю в библиотеке, из них 16 лет – в школьной. Всё сбылось: вокруг меня книги, и люди любящие читать. Есть более «денежные» места и более престижные, но я продолжаю работать в школе. Радуюсь тому, что моя работа связана с книгами. Что я – хозяйка Книжного царства. Наслаждаюсь возможностью дать ответ читателю практически на любой вопрос. И не потому, что я такая всезнающая, а потому, что под рукой у меня огромное количество моих верных друзей – книг. Я работаю не библиотекарем, я работаю волшебницей, открывающей кладовые знаний. Недаром время от времени я напеваю чуть изменённые строки известной песни: «Просто я работаю волшебницей, волшебницей…».
И ещё один из плюсов моей профессии: она позволяет постоянно приобретать всё новые и новые знания, которые накрепко отпечатываются в памяти. «Прочитал и не повторил – не узнал; прочитал и повторил – полуузнал; а прочитал, повторил и пересказал – узнал». Вот этого у нас, школьных библиотекарей, сколько угодно: читать, повторять и кому-то об этом пересказывать… Я и ребят исподволь к этому приучаю. Сообщив что-то занимательное, частенько спрашиваю: «Интересно? А расскажи сегодня об этом братишке (сестрёнке). Спроси папу, маму (дедушку, бабушку), знают ли они об этом?» Какая профессия сравнится с библиотечной, а тем более с профессией школьного библиотекаря, по энциклопедичности знаний? За день приходится отвечать на десятки вопросов из разных областей – и всё это в режиме лимита времени. Ну, разве это не волшебство?
КНИГА и БИБЛИОТЕКА – это моя жизнь. Я люблю свою работу за постоянное творчество, ежедневный поиск интересных идей, возможность быть полезной своим читателям, научить ребёнка любить книгу и Дом, в котором эти книги хранятся – БИБЛИОТЕКУ, за горящие, заинтересованные глаза ребят.
Чего не хватает для профессионального счастья? Ну, разве что понимания роли библиотек властями всех уровней, а соответственно – совсем иного финансирования и престижа профессии. Правда, в последние годы многое сдвинулось с мёртвой точки, библиотеки становятся главным информационным ресурсом школы, местом, где рождаются идеи и реализуются проекты. Меняется акцент с «У-у-у…школьная библиотека…» на «О-о-о!.. Школьный библиотечно-информационный центр!». О библиотеках, в том числе школьных, в последнее время много говорят. Происходит это благодаря многим неравнодушным, глубоко «болеющим» за библиотеки и чтение людям, объединившимся в профессиональные ассоциации (РБА и РШБА). Благодаря Л. А. Путиной, которая оказала поддержку фестивалю «БиблиОбраз». «БиблиОбраз», в свою очередь, стал катализатором библиотечных процессов. Неуёмная энергия руководителя РШБА, Т.Д. Жуковой, позволила провести российские и окружные съезды школьных библиотекарей, делегатом которых мне посчастливилось быть. В 2008 году с успехом прошёл месячник школьных библиотек, конкурс «Школьный библиотекарь года – 2008». Всё это очень радует. И, хотя государство делает ещё не так много для школьных библиотек, я в своей библиотеке могу сделать всё, от меня зависящее, чтобы книга и библиотека стали для кого-то такими же дорогими понятиями, как для меня.
Невозможно представить школу без библиотеки. Если книжный дом по какой-то причине закрыт - сразу возникает множество проблем: «Где брать учебники? Как подготовить доклад? У кого взять нужную книгу? Где отдохнуть от школьного шума и суеты, и где с пользой провести перемену? Куда пойти, когда отменили урок? Как найти необходимую информацию? К кому обратиться, когда нужны сведения по любому вопросу, начиная от школьной программы и заканчивая своим увлечением?" И все эти проблемы без проблем (простите за невольный каламбур!) решает школьная библиотека и школьный библиотекарь.
Началась последняя учебная четверть. А вместе с ней – Неделя детской и юношеской книги. А это значит – интересные встречи в библиотеке, обзор у выставки «Книжкины именины», праздничный стенд в коридоре школы, подведение итогов конкурсов «Лучший читатель» и «Лучший читающий класс», конкурсы интеллектуалов, художников, сочинителей, городская библиографическая олимпиада. Никто не отменял в это время работу с документами – надо успеть сделать всю бумажную «текучку». А ещё нужно срочно создать презентацию к городскому семинару, отредактировать и выпустить очередной номер библиотечной газеты «Библиоteka.ru», оформить и сдать работу на городской конкурс, подготовить материалы для заседания городского методического объединения школьных библиотекарей… Но, всё это больше вечерами и даже ночами на домашнем компьютере. А днём – обычная работа школьного библиотекаря в режиме цейтнота, когда надо всё успеть. Учебники – выдать, на абонементе читателей – обслужить, сидящим за компьютером – что-то подсказать, работающим в читальном зале – материал подобрать, в оформлении презентации, доклада или реферата – помочь, справки и запросы учителей – выполнить, о новинках – проинформировать, вместо заболевшего учителя библиотечный урок – провести, для библиографического электива необходимую наглядность – приготовить и сам электив – тоже провести… А вот уже бегут добровольные библиотечные помощники – надо обеспечить им фронт работ. И ещё – получить и обработать новую литературу, ввести её в электронный и традиционные каталоги; расписать периодику и расставить карточки в картотеки; обновить выставки; подписать и отправить по назначению, сделанные вечерами документы; согласовать, утвердить и подать заявку на учебники; свериться с бухгалтерией; обсудить с директором насущные проблемы и вопросы, ничего не упустить и не забыть… И среди всей этой круговерти надо придумать что-нибудь интересное для предстоящего телемоста. Но самое главное в моей работе – научить ребят читать, а значит – побеждать. «Читай и победишь! Стань лучшим!» - это девиз наших библиотечных конкурсов «Лучший читатель» и «Лучший читающий класс» школьной библиотеки.
…Месяц не работала библиотека – я надорвала спину, переоценив свои силы при работе с учебниками. А для читателя (школьника или учителя) месяц без школьной библиотеки – это бо-о-льшой срок! Активные читайки уже устали каждый день дергать ручку заветной двери в ожидании, когда она (дверь) откроется. Самый нетерпеливый «поймал» меня в библиотеке в восемь часов вечера, когда я «приползла» туда полить цветы и взять кое-какие материалы для работы дома, чтобы не терять понапрасну время. Радостный возглас донесся от дверей: «Как хорошо, что Вы здесь! Можно книгу взять, Любовь Михайловна?». Занятия уже давно закончились, поэтому появление десятиклассника меня удивило. «Паша, как ты здесь очутился в это время?» - не удержалась я от вопроса. «А я мимо школы шёл, гляжу – свет горит, вот и зашел за книгой». Все правильно, так и должно быть. Ведь, как сказал Рэй Брэдбери: «Нет никакой пользы идти в школу, если твоей конечной целью не является Библиотека».
А свет в библиотеке – великая сила!
Блог автора эссе
Вот так,с надрывом (спины,мозгов и всех частей тела) работают наши подвижники:-)Молодчина!
ОтветитьУдалитьИра, со спиной действительно проблемы :( А с мозгами, надеюсь, ещё в порядке.
ОтветитьУдалитьИли со стороны уже что-то не так?
Как поэтично о библиотеке и о профессии. Вспомнила себя в детстве...
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо. Тольо у меня это эссе называлось "Свет в библиотеке".
ОтветитьУдалитьДевчонки, какие вы молодцы! Как хорошо и точно вы описываете нашу работу. А ведь мы, все школьные библиотекари такие и есть: "Волшебники"!!! Люба, спасибо!А Наташе спасибо за публикацию.
ОтветитьУдалитьЛюба, молодец!!! Хорошо написала, всё точно подметила. А главное нашла нужные слова. Молодец. Читала с упоением.Ты ещё и художник слова. Помню твои стихи на банкете.
ОтветитьУдалитьmaribal, Соня, Валентина, спасибо за добрые слова!
ОтветитьУдалитьЗаходите почаще в мой блог "Миры БИБЛИОТЕК" http://myblogluba.blogspot.com/,
может быть, ещё что-нибудь интересное для себя найдёте :)
Очень проникновенно и с душой написано о библиотеке и нашей профессии. Если бы все понимали это... Хорошо, что вы у меня есть, девочки! Всех с наступающим Днем школьных библиотек!
ОтветитьУдалитьЛюба, с головой у нас, точно, не все в порядке:-)) Будем считать,что это наша изюминка:-)
ОтветитьУдалитьЛюбовь, словно обо мне написали. Я тоже очень любила читать , любила библиотеки, бегала через дорогу в городскую библиотеку. Читала и листала всё подряд: периодику, энциклопедии... Поэтому наша команда всегда побеждала в Брейн-ринг. Путь тоже был извилист и тернист и, наконец, я стала ВОЛШЕБНИЦЕЙ!
ОтветитьУдалить