«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

вторник, 27 апреля 2010 г.

Библиотекарь: идеал и реальность. Профессиональные качества библиотекаря


Обучалочка из дистанционных курсов (каких, помогите вспомнить)

Уважаемые коллеги!
Продолжаем нашу работу в "Заочной школе библиотекаря".
Тема третьего занятия - Профессиональные качества библиотекаря.
В теоретической части нашего занятия будут рассмотрены:
1. Система профессиональных качеств.
2. Структура умений и навыков, составляющих компетентность библиотекаря.
3. Система профессиональных качеств американских библиотекарей.
Практическое задание - оценить профессиональные качества школьного библиотекаря (реального и идеального специалиста). 


1. Система профессиональных качеств. Многообразие типов и полифункциональность библиотек обусловливает их участие одновременно в нескольких различных сферах деятельности: информационной, научной, досуговой, просветительской. Отсюда – богатейшая палитра возможностей реализации устремлений каждого профессионала-библиотекаря.
Решение задач, стоящих перед библиотекой и библиотекарями, требует определенной структуры умений и навыков, системы профессиональных качеств.
Необходимость определения профессионально значимых качеств библиотекаря входит в противоречие с многообразием требований, предъявляемых к специалисту.
В исследовании А.В.Соколова и Л.Н.Афанасовой «Библиотекарь-90» была выдвинута гипотеза о двойственности профессиональных требований: библиотекарю должны быть свойственны одновременно качества профессионала типа «человек- человек» и типа «человек – знаковая система». Качества эти трудно совместимы: для общения с людьми нужны контактность, хорошая память на лица и фамилии, открытость, а для обработки литературы требуется хорошая память, логичность мышления, внимательность. «Другими словами, - пишет А.В.Соколов,- библиотекарю надо быть и экстравертом, и интравертом, а это сложно».
Профессиональные качества библиотекаря можно разделить на следующие группы:
1. Качества, отражающие отношение к работе;
2. Качества, характеризующие общий стиль поведения и деятельности;
3. Знания;
4. Качества ума;
5. Качества, характеризующие отношение к людям;
6. Качества, характеризующие отношение к себе.
Исходя из этого, можно сформулировать интегральные характеристики библиотекаря:
- профессиональное самосознание;
- индивидуальный стиль деятельности и общения;
- интеллектуальная культура;
- творческий потенциал.
Профессиональное самосознание включает: осознание правил и норм своей профессии; осознание этих качеств у других людей; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег и читателей; самооценивание своих отдельных сторон; положительное оценивание себя в целом, создание позитивной Я-концепции .
Индивидуальный стиль деятельности и общения обусловлен: способностью ориентироваться в ситуациях общения, способностью к эмпатии, коммуникативными умениями и навыками, речевыми способностями, направленностью личности (авторитарной, конформной, альтруистической, индифферентной, диалогической), способностью саморегуляции.
Под интеллектуальной культурой библиотекаря понимается целостное соединение таких профессионально значимых качеств как:
- широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте;
- профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасе общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков;
- методологическая оснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обусловливающая инновационность профессионального поведения и способствующая пониманию условности имеющихся теоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практических умений и навыков.
Творческий потенциал личности библиотекаря включает определенный уровень развития:
- творческих способностей (оригинальности мышления, восприимчивости к проблемам, воображения, способности к формулировке новых определений и т.п.);
- интуитивности;
- личностных ориентаций;
- способности к саморазвитию.
Таким образом, одним из немаловажных профессиональных качеств любого специалиста является компетентность.
2. Структура умений и навыков, составляющих компетентность библиотекаря.
Компетентность – это совокупность когнитивных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и аксиологических умений. Рассмотрим их подробнее.
Когнитивные (познавательные) умения:
- переводить общие цели библиотечного обслуживания в задачи конкретного коллектива;
- целенаправленно изучать уровень потребностей читателей, а также уровень читательской и информационной культуры;
- анализировать особенности своей деятельности и поведения;
- систематически пополнять свои знания путем самообразования и систематизировать их;
- критически осмысливать и использовать передовой опыт библиотечного обслуживания;
- добывать новые знания на основе анализа собственной деятельности;
- изучать психологические особенности усвоения информации пользователями библиотек;
- изучать индивидуально-психологические особенности читателей.
Проектировочные умения:
- разрабатывать перспективные планы деятельности (собственной и библиотечного коллектива);
- определять цели, формы и методы библиотечного обслуживания;
- определять наиболее рациональные виды деятельности и эффективные методы работы;
- прогнозировать желаемые результаты деятельности;
- определять эффективность обслуживания и перспективы его развития;
- искать причины неудач в недостатках собственной деятельности;
- владеть методами решения проблем.
Конструктивные умения:
- рационально использовать все возможности библиотечного обслуживания;
- использовать алгоритмы (разделить операции по обслуживанию на составляющие их приемы);
- разрабатывать и реализовывать сценарии досуговых мероприятий;
- готовить библиографические пособия и материалы;
- работать с системой хранения информации в традиционном и автоматизированном режимах.
Коммуникативные умения:
- устанавливать оптимальные взаимоотношения с коллегами;
- находить контакт, общий язык и правильный тон с различными людьми и в разных обстоятельствах;
- излагать свои мысли четко, логично, убедительно, образно и доступно;
- проявлять эмоциональную сдержанность в любых ситуациях.
Организаторские умения:
- формировать читательский актив;
- организовать самостоятельную информационно-поисковую деятельность читателей;
- стимулировать самообразование читателей.
Аксиологические умения:
- оценивать и контролировать читательскую деятельность (пользователей и собственную);
- при выборе форм и методов работы с читателями ориентироваться на особенности читательской аудитории;
- формулировать и аргументировать оценку различной информации.

Литература:
1. Библиотекарь и читатель: проблемы общения. Метод. пособие.- СПб., 1993.
2. Библиотечное обслуживание: Учеб. пособие.- М., 1995
3. Збаровская Н.В. Деловая игра как способ построения профессиограммы// Библиотека. – 2000.- №8.- С. 50-52.
4. Соколов А.В. Ретроспектива- 60.- СПб., 1994.
5. Справочник библиотекаря.- Спб., 1999

Задание 3.
Оцените качества идеального и реального библиотекаря по десятибалльной шкале.
№ п/п Качества, характеристики Идеал Реальность Средний балл
1. Библиотечно-библиографическая грамотность
2. Компьютерная грамотность
3. Ответственность в работе с информацией
4. Умение использовать информацию
5. Умение организовать имеющуюся информацию
6. Интуиция
7. Эрудиция;
8. Коммуникабельность
9. Понимание смысла своей работы
10 Умения работать с людьми
Сравните полученные средние баллы с матрицей

Матрица для выявления проблемной ситуации
Уровень реализации Характеристика уровня реализации Баллы
I Не реализуется или реализуется не в полной мере 1-2
II Реализуется осознанно, но с низкой эффективностью 3-4
III Реализуется осознанно, достаточно умело 5-6
IV Реализуется осознанно, достаточно умело, эффективно, с элементами творчества 7-9
V Реализуется в высшей степени эффективно, постоянно совершенствуется 10
Определите причины несоответствия идеала и реальности и сформулируйте предложения по решению проблемной ситуации
 

1 комментарий:

  1. Анонимный24 мая 2011 г., 7:12

    Определите причины несоответствия идеала и

    ОтветитьУдалить