«Реакция публики зависит прежде всего от того, как ведут себя сами библиотекари. Если они с беспокойством говорят о своей профессии или начинают рассматривать библиотечное дело в терминах других наук (и прежде всего информатики), окружающие начинают воспринимать библиотекарей как униженных или незначительных людей. Если же вы веселы и не стесняетесь того, что вы являетесь библиотекарем, посетители библиотеки это запомнят и впредь будут относиться к библиотекарям гораздо лучше. Надо говорить правду, чем занимается каждый конкретный библиотекарь, и не прятаться за красивыми терминами»

К. Кунц

Постоянные читатели

вторник, 27 апреля 2010 г.

Дневник школьного библиотекаря


«Библиотека – не роскошь, а
необходимость. Дело не в том, чтобы
иметь предмет народной славы, дело
в том, чтобы иметь воистину
демократическое рабочее учреждение».
Дм. И. Философов

Утро. Умываюсь, пью кофе, одеваюсь, выхожу из квартиры. Морозный утренний воздух слегка бодрит. Еду на работу – час в автобусах (с книжкой) и на месте. Прихожу в школу, мне рады, судя по лицам. Прохожу в свои владения. Первый урок – в библиотеке тихо. Можно подвести статистику вчерашнего дня, посмотреть расписание библиотечных уроков, подготовиться к предстоящему дню. А затем начинается оживление: мне срочно нужно Достоевского, Пушкина, Тургенева….. и т.д. Затем бегу на уроки (если в этот день они есть).


Несомненна необходимость библиотечных уроков в школе. Анкетирование учащихся на знания информационной культуры показал, что многие не знают элементарных понятий по поиску, обработке информации, по работе с книгой и справочной литературой.
Не секрет, что эта проблема волнует многих библиотекарей, в том числе и меня. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способности учиться. Для этого библиотекарь в первую очередь должен добиваться высокой информационной культуры, которая должна быть сформирована в зависимости от возрастных и психологических особенностей каждого читателя.
Мало подготовленному читателю, прежде всего, необходимо научиться правильно, читать, выбирать книгу, делать записи прочитанного, получить элементарные библиографические знания. Более квалифицированные читатели, умеющие работать с книгой, - часто не знакомы с правилами библиографических описаний, не могут самостоятельно составить списки книг для изучения интересующих их вопросов, использовать справочные пособия, слабо привлекают библиографические материалы. Им нужны знания более сложные, главным образом библиографические.
Поэтому я разработала и внедрила программу «Формирование информационной культуры средствами библиотечно-библиографической деятельности». Эта работа ведется систематически с 1 по 11 классы.
При подготовке и работе над проектами чтения, часто на библиотечных уроках читаем и обсуждаем книги. Это своего рода прививка нравственности, чем раньше ее поставишь, тем легче потом будет человеку в жизни.
Уроки проведены. Прибираю все книги по местам, убираю проектор, включаю компьютеры. После уроков приходят учащиеся, которым нужно поработать в библиотеке: подготовить доклад, реферат, просто поработать в Интернете. Библиотека превращается в центр поиска информации.
В конце дня приходят активисты: можно поговорить, обсудить книги, проблемы библиотеки, сделать внутреннюю работу. Актив – это такой вдохновитель, генератор идей, если хотите, они меня вдохновляют, а я их. На этом рабочий день заканчивается. А завтра новый день – интересный насыщенный, вдохновляющий на новые свершения.
Целый день забит до отказа, присесть некогда. А ведь считается, что в библиотеке нечего делать: сидит там какая-то тетя в шале и валенках и пьет чай. Хочется опровергнуть этот стереотип, сложившийся годами. Хотя не исключаю, что таких теть еще много. Н.К. Крупская говорила: "Библиотекарь - душа дела".
«Библиотека – это Вселенная, а человек в ней – лишь несовершенный библиотекарь», - пишет Борхес. Библиотекарь действительно несовершенен, но, как правило, влюблен в свою профессию, в книги, часто мечтатель, идеалист, романтик, как бы выразились современные ученики: «больной на голову». Хочется поделиться своей радостью, открытия этой прекрасной профессии – профессии школьного библиотекаря. Каждый день хочется приходить в библиотеку, открывать и делиться открытиями с учениками, учителями, коллегами.
Хочу поделиться и с вами, уважаемые участники портала, рассказать или представить на ваш суд небольшой дневник моей работы в библиотеке в виде моего сайта. Приглашаю всех желающих посетить мой сайт и обсудить его: http://zlobina-rm.by.ru/
Я своими силами создала сайт. Сначала это был личный сайт, а затем библиотечная работа захлестнула все, постепенно сайт стал библиотечным.
Использование сайта помогает мне в решении библиотечных задач:
*информационной – сайт информирует о работе школьной библиотеки, отражает жизнь библиотеки: мероприятия, новые поступления, проекты, конкурсы и т.д.;
*рекламной – реклама профессии, реклама самой библиотеки;
*выход на качественно новый уровень работы с читателями, вызов интереса к чтению через занимательный потенциал сайта;
*сотрудничество с другими библиотеками города, региона, страны.
В современных условиях развития школьной библиотеки сайт очень помогает в работе.
Ведь, в конечном итоге: «Главная наша цель – возродить Читающую нацию, воспитать поколение людей доброй воли, добра и разума», – сказала Т.Д. Жукова, Президент Русской школьной библиотечной ассоциации.


С уважением Злобина Р.М.

© Злобина Р.М., г. Лесной, Свердловская область

1 комментарий:

  1. Добрый день! Я Злобина Р.М. - та самая, которая писала это эссе. Рада, что вам понравилось!!! Эта работа заняла первое место в конкурсе!

    ОтветитьУдалить